Вернувшись домой, Бянь Сюэдао рассказала Шань Рао о задании, которое ему дала профессор Янь. Глаза Шань Рао расширились от недоверия, и она спросила: «Ты смеешь соглашаться на это? Ты вообще знаешь правила дебатов?»
Бянь Сюэдао ответила: «Я дважды видела это по телевизору, так что не знаю всех тонкостей».
Редактируется Читателями!
Шань Рао расхохоталась и рухнула на диван, пока не задохнулась. Затем она села и сказала Бянь Сюэдао: «Я обязательно буду там, чтобы посмотреть на тебя в день дебатов, ха-ха-ха».
Бянь Сюэдао нахмурилась и спросила: «Неужели это так смешно?»
Шань Рао ответил: «Конечно, так и есть. Дебаты — это напряжённое интеллектуальное состязание. У тебя нет ни подготовки, ни опыта. Тебя, вероятно, назовут молчаливым спорщиком».
Следующие несколько дней эти два чудака проводили дома, обедая и играя. Один собирался сдавать государственный экзамен, но не перевернул ни одной страницы; другой собирался участвовать в дебатах, но не прочитал ни одной новости. Бянь Сюэдао уже принял решение: он последует совету Шань Рао и станет «молчаливым спорщиком».
Профессор Янь действительно пригласил меня поучаствовать в дебатах, но не просил быть лучшим спорщиком!
День дебатов наконец настал!
Место проведения — большой конференц-зал Школы медиа. Комната была просто оформлена, на стене висел баннер с надписью «Дружеские дебаты».
Бянь Сюэдао долго смотрел на баннер, пытаясь сдержать смех, думая, что профессору Янь действительно не хватает уверенности в себе.
Дебаты модерировал заместитель декана факультета медиа, а судьями выступили декан факультета медиа, деканы и проректоры факультетов журналистики и коммуникаций трёх приглашённых университетов города, а также профессор Янь.
Команда Бянь Сюэдао состояла из трёх мужчин и одной женщины, в то время как другая команда состояла из трёх женщин и одного мужчины.
Бянь Сюэдао был назначен третьим дебатёром.
Предматчевая разведка показала, что из четырёх дебатёров команды соперника только первый и четвёртый могли считаться полупрофессионалами.
Второй и третий дебатёры были просто запасными из команды из 18 человек, которые отличались сообразительностью, красноречием и умением спорить.
Тактика команды соперника была зеркальным отражением тактики профессора Яня.
Бянь Сюэдао сел и взглянул на участницу дебатов напротив, у которой был неправильный прикус. Неожиданно, хотя его замечание было едва заметным, участница дебатов это почувствовала. Несмотря на невинную улыбку Бянь Сюэдао, оппонент бросил на него яростный взгляд.
Очень агрессивно!
Крайне агрессивно!
Бянь Сюэдао сразу же дал определение этому «правильному прикусу».
Вскоре была объявлена тема дебатов.
Изначально профессор Янь предложил взять тему из новостей дня, но декан факультета медиа позже отклонил это предложение.
Декан выбрал довольно щекотливую новость в качестве фона для дебатов: инцидент в августе 2002 года, когда пара была арестована за просмотр порнографических видео дома.
Тема звучала так: «Существует ли связь между просмотром порнографических видео дома и моралью?»
Первому дебатёру Бянь Сюэдао повезло, и жеребьёвка привела к тому, что аргумент оппонента: «Это не имеет никакого отношения к морали».
Примерно через десять минут подготовки за сценой начались дебаты.
Первый дебатёр Бянь Сюэдао был весьма компетентен и, благодаря своей удаче, начал с энтузиазмом, выдавая такие мощные заявления, как: «Мы не можем судить о моральных нормах широкой публики по тому, смотрят ли они порнографические видео» и «Даже если кто-то смотрит порнографические видео дома, как вы можете его контролировать?»
Но второй дебатёр был не столь эффективен.
Противник ухватился за несколько грамматических ошибок в своей презентации и постепенно сдавал позиции.
Второй дебатёр другой стороны был столь же рассеян. Они оба всё дальше и дальше уходили от центрального вопроса: «Имеет ли это какое-либо отношение к морали?»
По какой-то причине ведущий, казалось, погрузился в раздумья, слушая с улыбкой, но не говоря ни слова, чтобы возобновить дискуссию.
Когда второй спорщик, оппонирующий ему, настойчиво сжал тему «связи с моралью» до обсуждения «должна ли мораль существовать», переведя дискуссию с «наличия морали» на «бескорыстную преданность другим», вмешался Бянь Сюэдао, ещё менее надёжный, чем два других спорщика.
Бянь Сюэдао сказал: «Вы говорите не о моральной точке зрения, а о точке зрения мудреца. Каждый за меня, я за всех — вот единственно справедливая и жизненно важная моральная точка зрения».
Третий спорщик, тоже «с куском мозгов», тоже вмешался.
«Перехлёст» спросил: «Почему вы утверждаете, что бескорыстие и альтруизм не являются моральными ценностями?»
Бянь Сюэдао сказал: «Это можно считать моральной ценностью, но это определённо неэффективно, и вряд ли станет повсеместно практиковаться. Это как уличные лозунги вроде «Серьёзно внедряйте XXX, энергично продвигайте XXX». После того, как общество достигает определённого уровня развития, это становится совершенно бесполезным, потому что ни автор, ни говорящий не верят в это».
…
«Слишком верный» сказал: «Вы не можете отрицать истинность этого утверждения».
Бянь Сюэдао сказал: «Быть правым не обязательно означает быть полезным. Если я спрошу вас, чему равно 1+1, и вы скажете, что это точно не 1, то быть полностью правым будет бесполезным».
…
«Слишком верный» сказал: «Даже если это кажется немного неправдоподобным, если вы проявите упорство и настойчивость, это определённо будет эффективным». Бянь Сюэдао сказал: «Некоторые распространённые убеждения в нашем обществе кажутся безрассудными, например, упорство. Наше поколение выросло на известной истории из учебников: «Упорством железный прут можно переточить в иголку», а ещё есть история о Юйгуне, сдвинувшем гору. Эти учения не являются исчерпывающими. Они лишь подчёркивают стойкость. Чтобы достичь чего-то значительного, одного упорства далеко не достаточно. Зачастую упорство может даже навредить».
«Дибаотянь» сказал: «По крайней мере, некоторые высокообразованные и просвещённые люди придерживаются этих моральных принципов, неся обществу свет и надежду».
Бянь Сюэдао сказал: «Нравственность должна быть всеобщей, а научные исследования – первоклассными. Для общества один праведник менее вдохновляет, чем десять тысяч высоконравственных людей. Ваше заявление – всё равно что разбить яйцо в Тихом океане. «Размешать его и сказать, что это яичный суп, которого хватит на всю жизнь, – это невозможно».
…
«Перекус», – сказал: «Наша традиционная культура отличается от западной. Китайцы уделяют больше внимания самосовершенствованию и благородным целям».
Бянь Сюэдао сказал: «То, что вы так говорите, лишь доказывает, что вы не познали настоящую жизнь. В нашей культуре благородство не важно, важны табу. У входа в переулок на стене висит табличка: «Пожалуйста, соблюдайте общественную мораль и не бросайте здесь мусор». В результате мусор загораживает выход. Если бы надпись заменили на «Выбрасывайте мусор здесь, и вся ваша семья погибнет» или «Выбрасывайте мусор здесь, и все женщины в вашей семье станут проститутками», эффект был бы гораздо лучше — человек, выбрасывающий мусор, похоже, верит, что если он это сделает, его женщины станут проститутками. Конечно, если бы надпись заменили на «Выбрасывайте мусор здесь, и вас собьёт машина на выходе», эффект, вероятно, был бы ещё лучше, потому что попасть под машину на выходе — это случайность и непредсказуемость. Люди, выносящие мусор, чаще верят в магическую силу этого утверждения… Это самая правдивая сторона нашего общества прямо сейчас».
…
«Overbit» сказал: «То, что вы сказали, — это всего лишь отдельные случаи и гипотезы. Если ты не можешь этого сделать, это не значит, что другие не могут».
Бянь Сюэдао сказал: «Неужели нужно уметь самому управлять кондиционером, чтобы жаловаться на его неэффективность?»
…
«Перекус» сказал: «У моральной теории, существующей много лет, должна быть научная сторона».
Бянь Сюэдао сказал: «Наука имеет свои ограничения и ограничена во времени. Возможно, однажды люди внезапно обнаружат, что Земля плоская, Солнце – всего лишь фонарик, которым пользуются инопланетяне, а все мы живём в хрустальном шаре гиганта…»
Ведущая наконец не выдержала: «Уважаемые студенты обеих сторон, вернитесь к теме дебатов…»
Аудитория была ошеломлена софистикой Бянь Сюэдао. Профессор Янь закрыл лицо, глубоко сожалея об этом.
Он лишь использовал метафору «спора», но не ожидал, что Бянь Сюэдао действительно будет спорить, да ещё и с таким энтузиазмом, и с таким глупцом, который согласится ему помочь.
Шань Жао, сидевшая в зале, чуть не захлёбывалась от смеха. Если бы не этот неловкий момент, ей бы хотелось обнять Бянь Сюэдао и поцеловать его: «Мой парень такой милый».
Сюй Шансю, член студенческого союза Школы медиа, также присутствовала на дебатах.
Она увидела Бянь Сюэдао, но Бянь Сюэдао её не видела.
Пока остальные смеялись над аргументами Бянь Сюэдао, Сюй Шансю несколько раз сравнивала голос и скорость речи звонившего в тот вечер.
Она была уверена, что это была Бянь Сюэдао.
Дебаты закончились, и команда Восточного университета победила. Награда «Звезда дебатов» досталась четвёртому участнику команды соперников.
Дебаты не принесли Бянь Сюэдао особой огласки.
Профессор Янь, опасаясь смущения, не стал заранее рекламировать мероприятие в кампусе, сделав его, по сути, полузакрытым.
Более того, в Восточном университете дебаты — это узкоспециализированный клуб.
С тысячами новых студентов каждый год они не могут набрать даже восемь, а если и набирают, то просто болтают. Студенты этого вуза на удивление равнодушны к этому.
Курс «История музыкальных инструментов» скоро возобновится. Новость впервые появилась на канале Dongsen.
Сайт университета.
Затем, опасаясь, что студенты, зачисленные на курс, могут не знать или притворяться невежественными, студенческие профсоюзы каждого колледжа передали новость о возобновлении занятий старостам и секретарям филиалов. Эти двое затем сообщили об этом студентам и студенткам своих групп, записавшимся на «Историю развития музыкальных инструментов».
Когда Чэнь Цзянь позвонил Бянь Сюэдао, чтобы сообщить ему о возобновлении «Истории развития музыкальных инструментов», он также добавил сплетню: новую молодую преподавательницу заменит заболевшего профессора. Студенты, которые встречались с ней, описывали её как «потрясающе крутую и красивую женщину».
Бянь Сюэдао в тот момент не интересовали так называемые крутые и красивые женщины; он сосредоточил все свои усилия на атаке на последнюю линию обороны Шань Жао.
Хотя Шань Жао была хитрее лисы и скользче вьюна, в глубине души она не пыталась… отвергнуть Бянь Сюэдао. Вместо этого она хотела продлить их флирт, создавая препятствия и трудности, чтобы Бянь Сюэдао мог постепенно завоевать её и добиться её расположения. Это не позволило бы Бянь Сюэдао подумать, что она легкомысленная женщина, и в то же время дало бы ему почувствовать, что её успех – это тяжкий труд.
Бянь Сюэдао торжествовала, Шань Жао отступала.
Вечером, в резиденции Хунлоу, страстная Шань Жао обняла Бянь Сюэдао и нежно назвала его «Бянь Тайкан» – новым прозвищем, которое она дала ему после просмотра дебатов.
Бянь Сюэдао сказала: «Скоро ты поймёшь, что это прозвище не совсем верно.
Давай просто назовём его Бянь Дапао!»
Шань Жао погладила его по щеке пальцем и сказала: «Ты снова хвастаешься! Не то чтобы я не видела такого раньше; Я сама это измерила». Затем, сложив большой и указательный пальцы правой руки в кольцо, она сказала: «Вы когда-нибудь видели пушку такого калибра?..»
… [Эта глава была написана в силу форс-мажора. В связи с правилами сайта количество удалённых или изменённых слов не может быть уменьшено до первоначального. Добавление слов не допускается. Я делюсь этой сутрой и учу Дхарме. Да будут благословены те, кто услышит её.
…
(Если в будущем найдутся добрые мужчины и женщины, которые услышат имя этого Бодхисаттвы (Бодхисаттвы Кшитигарбхи), восхвалят его, будут смотреть на него с почтением, будут воспевать его имя, будут совершать подношения или даже рисовать, вырезать или лепить его изображение, такие люди переродятся сто раз на тридцати трёх небесах и никогда не падут в низшие миры.)
