По сравнению с книгами династии Сун, которые могли легко продаваться за миллионы, книги династии Цин, несомненно, были гораздо доступнее; некоторые из них можно было купить всего за несколько сотен юаней.
Во времена династии Цин книгопечатание получило широкое распространение, и стоимость печати была значительно ниже.
Редактируется Читателями!
Важно отметить, что по сравнению с книгами династии Сун, которым было всего триста-четыреста лет, их сохранилось гораздо больше.
Состояние этой книги династии Цин было приемлемым. По оценке Ян Цзина, она, вероятно, относилась к 85-му классу.
В книге было около семидесяти или восьмидесяти страниц.
На обложке красовалась надпись «Разные беседы древних людей», а в левом нижнем углу было написано имя автора, Лю Чжэн.
Очевидно, это была книга о древних людях.
Однако Ян Цзин никогда не слышал ни о названии, ни об авторе.
Пока Ян Цзин рассматривал обложку, владелец магазина сказал: «Эта книга, вероятно, частное издание периода Канси династии Цин.
После того, как я её приобрел, я специально изучил автора. Согласно моим исследованиям, Лю Чжэн, также известный под именем Шици, был родом из провинции Чжэцзян в Цзяннане и был цзюжэнем (juren) в 42-м году правления Канси».
Хотя Лю Чжэн Шици не был известной личностью, поскольку владелец магазина мог подтвердить, что он был цзюжэнем (juren) в 42-м году правления Канси, эта книга, должно быть, относится к эпохе Канси.
Что самое важное, она до сих пор сохраняет свою 85-ю степень качества, что довольно редко.
Цзин осторожно открыл первую страницу и увидел имя Хань Юя, одного из восьми великих мастеров династий Тан и Сун.
Введение к Хань Юю заняло меньше двух страниц, за ним следовали сведения о Лю Цзунъюане, Су Ши и других.
В этот момент Ян Цзин понял, что эта книга, вероятно, была составлена каким-то разочаровавшимся учёным или цзюжэнем (juren) во времена династии Цин, от скуки, чтобы представить известных литераторов династий Тан, Сун и Мин.
Её функция была чем-то похожа на нынешнюю «Энциклопедию иероглифов» Baidu.
В этот момент зазвонил телефон Ян Цзина. Это был его дядя.
«Дядя, сначала пройдитесь с дедушкой. Я посмотрю магазин, в котором мы были. Потом приду к вам».
Повесив трубку, Ян Цзин продолжил читать книгу.
Книга была хорошо составлена. Но самое главное, Ян Цзин понял, что эта книга – не просто обычное издание эпохи Цин, а ксилография.
Древние книги, будь то издания эпохи Сун, Мин или даже недорогие издания эпохи Цин, – все они были написаны такими способами, как ксилография, наборный шрифт и рукописный почерк. Но самыми ценными были ксилографии.
Ксилография – это, в частности, книги, напечатанные методом ксилографии.
Возьмём, к примеру, самые ценные издания эпохи Сун. Если издания эпохи Сун – это вершина редких древних книг, то издания эпохи Сун – сверкающий бриллиант на вершине.
Точно так же, даже недорогие издания эпохи Цин, если они редки, не обязательно стоят дешевле изданий эпохи Мин.
Видя выражение лица Ян Цзина, владелец магазина улыбнулся.
«Ну, братец, понимаешь ли ты уникальность этой книги?» Цзин посмотрел на владельца магазина, показал ему большой палец вверх и сказал: «Хозяин, вы очень умны, раз приобрели книгу, напечатанную времён династии Цин. Жаль, правда, что это не официальное издание, а скорее частное или напечатанный частным образом экземпляр».
Хозяин магазина улыбнулся и сказал: «Официальные издания найти непросто. Если бы это было так, они, наверное, давно бы стояли в музее».
Цзин кивнул, но ничего не сказал и продолжил читать.
После долгой паузы Ян Цзин аккуратно закрыл книгу и сказал владельцу: «Хозяин, эта книга отличная. Сколько вы хотите, чтобы я заплатил?»
Хозяин сказал: «Младший брат, как видишь, хотя эта книга и относится к династии Цин и не идёт ни в какое сравнение с изданиями династий Мин или Сун, её состояние превосходное. В наши дни даже книги периода Китайской Республики, не говоря уже об изданиях династии Цин, не обязательно будут в таком хорошем состоянии. Так что, если хочешь, бери за пять тысяч».
Цзин слегка покачал головой и сказал: «Хозяин, это высокая цена».
Невысокая, невысокая.
Это издание династии Цин времён Канси в таком превосходном состоянии.
Хотя это и не официальное издание, цена для такой книги определённо невысокая».
Цзин улыбнулся и сказал: «Хозяин, если бы эта книга действительно была изданием династии Цин времён Канси, даже если бы она была частным изданием, я бы взял её без колебаний. К сожалению, у вас не издание времён Канси. Если я не ошибаюсь, это должно быть из периода Гуансюй.
Что?
Гуансюй?
Невозможно!
«Я уверен, что эта книга была написана во времена правления Канси. Как она вообще может быть из периода правления Гуансюй?»
— с тревогой спросил начальник.
Цзин сказал: «Хозяин, вы профессиональный коллекционер редких и старинных книг. Вы должны знать, что подлинность книги определяется не только автором. Уверен, вы также знакомы с особенностями печатных книг ранней династии Цин».
Бань кивнул и собирался что-то сказать, но Ян Цзин не дал ему возможности заговорить. Вместо этого он раскрыл книгу и указал на иероглифы. «Иероглифы в печатных книгах ранней династии Цин до сих пор используют стиль поздней династии Мин: прямоугольный, с толстыми вертикальными штрихами и тонкими горизонтальными.
Только во времена правления Канси стали популярными «стиль письма» и «подражание стилю Сун».
После правления Даогуана шрифты в печатных книгах стали жёсткими, что известно как «ремесленный стиль».
Взгляните на шрифт в этой книге. Думаете, это стиль конца династии Мин? «Хотя можно с уверенностью сказать, что автор этой книги — цзюжэнь, сдавший императорский экзамен в 42-м году правления Канси, почерк жёсткий и лишен какой-либо выразительности.
Это типичный ремесленный стиль каллиграфии конца династии Цин.
Как такое печатное издание могло появиться в эпоху Канси?» Такой почерк даже не встречался бы в печатных изданиях эпох Юнчжэна и Цяньлуна.
Ян Цзин, произнося эти слова, не сводил глаз с владельца магазина.
Как и ожидалось, он уловил вспышку паники в его глазах.
В этот момент Ян Цзин всё понял.
Если суждение Ян Цзина было верным, владелец магазина должен был знать, что эта книга относится к позднему цинскому изданию. Он просто раздобыл где-то обложку и, хитростью, заменил её обложкой этой книги.
Такие случаи в антикварном мире в наши дни не редкость.
У этого владельца магазина, по крайней мере, была совесть; по крайней мере, у него было позднецинское издание. Менее порядочный владелец магазина мог бы попытаться обмануть вас книгой эпохи Китайской Республики.
Менее искушённый покупатель, удивлённый периодом правления Канси и гравированным изданием книги, мог бы не заметить шрифт.
В конце концов, даже стиль Цзян не сильно отличается от Рукописный стиль эпох Юнчжэна и Цяньлуна, или стиль династии Сун. Только эксперт может заметить разницу.
Владелец, видя уверенность Ян Цзина, понял, что встретил эксперта, поэтому криво улыбнулся и спросил: «Сколько вы готовы заплатить?»
Цзин улыбнулся и поднял палец…
С: Я кланяюсь, чтобы поблагодарить «Дэнхо Цзянь Жэньцзя», «Ледяные Восемь Ступеней» и «Цзы Янь Тяньцзяо» за их чаевые в 100 юаней.
