Глава 405: Наказание непослушного ученика
«Сунь Юаньцзю!» — произнёс принц Лулин низким голосом. — «Хотя твои слова и имеют смысл, каллиграфия отличается от живописи! В живописи мы можем изменять одеяния иероглифов в соответствии с собственными замыслами, но обычные иероглифы нельзя менять по собственному желанию. Большинство этих иероглифов существуют уже более двух тысяч лет. Все пишут их одинаково. Если ты настаиваешь на добавлении или удалении штриха, другие их не узнают».
Редактируется Читателями!
Сунь Юаньцзю моргнул своими большими тёмными глазами и непонимающе посмотрел на принца Лулина. «Разве мне недостаточно сказать Учителю и всем остальным, что это иероглиф „У“?»
Он указал на Учителя и других учеников, сидевших в комнате. Принц Лулин: «…» Он сдержался и терпеливо проговорил: «Сунь Юаньцзю, в мире не только мы.
Есть люди из других деревень, уезда, округов и даже иностранцы. В мире десятки миллионов людей. Ты собираешься рассказать всем? Справишься?»
Сунь Юаньцзю спросил: «А ты не можешь просто повесить объявление и рассказать всем?»
Принц Лулин: «…»
Ли Юйчжу, подслушивая снаружи, не мог сдержать смеха. Почему этот мальчишка такой упрямый? Ты что, возомнил себя императором, раз повесил объявление только для того, чтобы изменить иероглиф?
«Нет!
Это очень распространённый иероглиф, встречающийся во множестве книг и документов.
Если изменить написание этого иероглифа, придётся изменить все книги и документы в мире, а это очень хлопотное дело. К тому же, изменение написания иероглифа — дело императорского двора; простые люди не имеют права делать это по своему усмотрению». Принц Лулин строго сказал: «Нарушители будут наказаны».
Упоминание о наказании напугало Сунь Юаньцзю.
Значит, менять иероглиф так сложно?
Тогда давайте не будем его менять.
«Понял, господин», — кивнул Сунь Юаньцзю.
«Значит, это слово, которое вы написали, — опечатка.
Перепишите его тридцать раз! Обязательно сдайте мне сегодня, прежде чем уйдёте домой». Принц Лулин указал пальцем на опечатку Сунь Юаньцзю.
Сунь Юаньцзю взял своё домашнее задание и в расстроенных чувствах вернулся на своё место.
Затем принц Лулин позвал другого ребёнка.
Домашнее задание этого ребёнка тоже было написано от руки.
Неудивительно, что там тоже были опечатки.
Затем он проверил домашнее задание по математике у ребёнка постарше.
Проверив его, принц Лулин нахмурился и сказал: «Вы неправильно расслышали вопрос. Я сказал три фута два дюйма, а не три фута четыре дюйма». Ребёнка отправили обратно пересчитать.
Другой ребёнок также принёс свою домашнюю работу на проверку. Принц Лулин взглянул и увидел, что она снова неверна. «Ты тоже ослышался. Там было три фута два дюйма, а не двенадцать дюймов. Вернись и пересчитай!»
Этот ребёнок был Сун Баошунь, самый смелый из всех, который даже возразил принцу Лулину.
Сегодняшний день не стал исключением. Он сказал: «Учитель, я вас правильно понял. Вы ясно сказали 3 фута 12 дюймов». Он указал на других детей и сказал: «Они тоже сказали 12 дюймов».
«Да, учитель, это 12 футов», — ответили старшие дети.
Принц Лулин нахмурился.
Он только что с ходу перечислил задачу. Он ведь помнил, что это 2 дюйма, не так ли?
А не 12 дюймов?
Но все старшие дети сказали 12 дюймов. Он неправильно передал ответ?
Или он невнимательно прочитал?
«Итак, посчитайте число, которое вы услышали. Я сосредоточусь на ваших вычислениях. Записывайте их чётко, строчка за строчкой, а не только результат», — сказал принц Лулин.
Он перечитал арифметическую задачу Сун Баошуня и решил её, используя значение 3 фута 12 дюймов.
Он действительно оказался прав.
«Верно, верно». Принц Лулин был строг к своим ученикам, но не скупился на похвалы.
Сун Баошунь улыбнулся, взял домашнее задание и с радостью вернулся на своё место.
За окном Ли Юйчжу нахмурился, задумавшись.
Принц Лулин зачитывал вопросы вслух, а ученики их записывали.
Если акцент принца Лулина был слишком сильным, дети неизбежно неправильно его поймут.
Этот метод обучения может улучшить навыки аудирования у старших детей, но в школе много детей младшего возраста, чьи навыки аудирования ещё не развиты, что делает их склонными к орфографическим ошибкам.
Более того, поскольку инструкции читали вслух, учитель не понимал, куда смотрят дети.
Некоторые дети смотрели в пол.
Некоторые играли пальцами.
Эти проблемы возникали из-за отсутствия доски.
Если бы дети смотрели на доску, они бы не играли, опустив головы.
Ли Юйчжу решила сделать доску для принца Лулина.
Она подошла к двери, позвала его и объяснила свою идею.
Опасаясь, что он спросит, откуда она знает этот метод, она придумала оправдание, сказав, что слышала о нём в уезде.
Как и ожидалось, принц Лулин не стал задавать дальнейших вопросов.
Принц Лулин давно заметил, что его дети склонны терять концентрацию, и размышлял, как это исправить. Ли Юйчжу предложил блестящую идею, и он был в восторге. «Хорошо, хорошо, здорово! Иди сейчас же найди своего старшего брата и скажи ему, чтобы он принёс чёрную краску и белую золу». «Хорошо», — с улыбкой сказала Ли Юйчжу. Она приподняла подол юбки и подбежала к Му Юаньсю. «Му Юаньсю, позаботься об этих трёх малышах, пока они играют. Я пойду займусь чем-нибудь другим».
«Тётя, куда ты идёшь?»
— крикнула Ли Цзин.
«Тсс, говори тише. Не мешай дедушке и ученикам». Ли Юйчжу махнула рукой.
Ли Цзин тут же прикрыл рот обеими руками и энергично кивнул. «Хорошо, буду говорить тише».
Он понизил голос.
«Хорошо, я присмотрю за ними», — с улыбкой сказал Му Юаньсю.
Ли Юйчжу погладил трёх малышей по головкам и побежал обратно к дому.
Слева от ворот стоял задний дом, а справа — пустырь. После первого дня рождения Гого Ли Синмао поручил каменщику Лю построить бамбуковый павильон на пустыре.
Павильон был простой конструкции, опираясь на шесть крепких бамбуковых столбов. Крыша поддерживалась бамбуковыми полосами и была покрыта соломой.
Небольшой забор вокруг павильона был сделан из более тонких бамбуковых полос.
Он был экономичным и красивым.
Если не было сильных ветров, он простоял три года.
В этот момент Ли Синмао и два его младших брата пили чай и беседовали в павильоне с Цинь Личжэном, старостой деревни Таохуахэ, и несколькими старейшинами деревни.
Ли Юйчжу подошёл и позвал Ли Синмао: «Братец».
Ли Синмао кивнул и улыбнулся: «Что случилось, Третья сестра?»
Он встал, извинился перед Цинь Личжэном и подошёл к Ли Юйчжу. Ли Юйчжу улыбнулась и сказала: «Это не так уж важно.
Мы можем обсудить это при всех». Она рассказала Ли Синмао о том, как в школе появилась доска.
В то время люди писали исключительно мягкими кистями.
На досках писали твёрдыми перьями, чего никто никогда не видел, не говоря уже о том, чтобы слышать.
Цинь Личжэн и старейшины деревни с любопытством посмотрели на Ли Юйчжу.
«Доска?
Каким пером вы пишете?» — удивился Ли Синмао. «Чернила чёрные, и доска чёрная. Как же вы видите на ней слова?»
Ли Юйчжу объяснила способ её изготовления и использования. «Используйте для письма белые ясеневые блоки, которые используются для строительства домов. Белый ясень приклеится к доске, и всё будет видно с первого взгляда».
Услышав это, все вдруг поняли и были поражены этой идеей.
«Госпожа Ли Сань, какая от этого польза?»
Цинь Личжэн спросил:
Ли Юйчжу рассказала об успеваемости детей в школе и объяснила удобство использования доски.
Доска позволяла ученикам писать по ходу урока, гарантируя, что все дети будут сосредоточены.
Учеников также можно было попросить ответить на вопросы на доске в любое время для повторения материала, экономя бумагу и ручки.
Это позволяет проводить обучение одновременно для нескольких детей.
Раньше, используя устное обучение, тридцать два ребенка приходилось учить тридцать два раза, что было значительной тратой времени.
Дети в школе были разделены на три уровня, поэтому простое написание инструкций на доске означало, что требовалось всего три занятия.
Короче говоря, это было гораздо удобнее, чем использовать бумагу.
После того, как она это объяснила, все поняли.
Старшина деревни Цинь сказал: «У меня дома есть чёрный лак. Я дам его вам. Но это всего лишь половина кувшина вина, оставшегося после расчёсывания волос Бога Земли. Интересно, хватит ли этого?» Ли Юйчжу улыбнулся и сказал: «Спасибо, староста. Бери всё, что есть; это лучше, чем ничего».
Ли Синмао тоже поблагодарил его и велел быстрому Ли Синъаню немедленно принести это.
Ли Синъань вывел своего большого вороного коня и быстро поскакал к старосте Цинь.
Он сказал жене старосты, которая с готовностью достала банку чёрной краски и кисть: «Используй всё! Они измучаются, если долго не лезут».
Ли Синъань поблагодарил их и поспешил домой.
Ли Синъань и Ли Синшэн вызвались выполнить такое пустяковое поручение, как покраска в чёрный цвет.
Эти два брата всегда спорили при встрече, и даже когда не спорили.
Ли Синмао нахмурился. «Хватит спорить. Третья сестра только что сказала, что для письма на доске нужны две вещи: доска и бруски из побелки. Третий брат, иди крась, а второй брат, делай бруски из побелки».
Слова старшего брата наконец прекратили ссору.
Они сердито переглянулись и ушли.
Ли Юйчжу объяснил второму сыну, Ли Синшэну, как делать бруски из побелки.
У семьи осталась побелка после недавней постройки дома, поэтому Ли Синшэн последовал инструкциям Ли Юйчжу.
Способ был несложным.
Добавьте немного тёплой воды и немного глиняной пыли в гашеную известь и тщательно перемешайте. Разлейте смесь по нескольким трубочкам из промасленной бумаги толщиной с палец. Оставьте на ночь, затем высушите на солнце.
Добавление воды в известь создаст сильный жар, который при неправильном обращении может обжечь глаза.
Ли Юйчжу неоднократно предупреждал Ли Синшэна: «Будь очень осторожен, второй брат! Добавив воды в известь, как можно быстрее отойди в сторону. Подожди, пока жар спадет, прежде чем осторожно помешивать».
Ли Синшэн усмехнулся: «Не волнуйся, третья сестра! Если ты позволишь третьему брату сделать это, он точно провалится. Но я другой. Я самый дотошный человек».
Исправлю опечатку завтра утром.
