Глава 389: Провокация
Принц Лулин ошеломлённо спросил: «Почему?»
«Потому что ты, отец, ничего не добился. Ты не стар, здоров и нуждаешься в поддержке других! В деревне мужчина твоего возраста — опора семьи, а для тебя ты — просто бездельник. Если хочешь заслужить уважение, нужно продемонстрировать способности, чтобы произвести впечатление на других», — сказал Ли Юйчжу. Глаза принца Лулина расширились. «Способности?» Ли Юйчжу ответил: «Да, даже на императора без способностей подданные смотрели бы свысока, презирали и игнорировали бы. Более того, особенно некомпетентного императора подданные свергли бы, а другие члены императорской семьи заставили бы его отречься». Принц Лулин взглянул на младшую дочь. «Разве ты не понимаешь этого принципа, отец?» Ли Юйчжу прямо ответил: «Папа, ты всё знаешь, но ничего не делаешь. Люди думают, что ты ничего не знаешь и являешься никем». Знать всё и быть слишком гордым, чтобы что-либо сделать, ничем не отличается от того, чтобы ничего не знать и просто стоять на месте.
«Твой отец — не ничтожество!» — Принц Лулин погладил бороду и сердито посмотрел на него. Ли Юйчжу холодно фыркнул: «Тогда, отец, покажи мне хоть что-нибудь. Мастер Сун — всего лишь учёный, который раз за разом проваливал императорские экзамены. Ему почти семьдесят, а он всё ещё учит учеников. Бывший принц, как ты можешь быть ниже старого учёного из бедной горной деревни? Ты прочитал больше книг, чем он, верно? Но ты не можешь с ним сравниться. Нет, ты даже не смеешь сравниваться с ним. Если это дойдет до столицы, разве над тобой не посмеют посмеяться? Ха, мой двоюродный брат, император, сочтёт разумным понизить тебя в должности». Принц Лулин был в ярости. «Кто сказал, что я не могу сравниться со старым учёным? Я определённо лучше его!» «Правда? Я верю, что ты лучше, папа! Говорят, что среди учеников Мастера Суна несколько человек стали учёными, а один даже цзюжэнем. Ты, должно быть, способнее Мастера Суна, папа. Ты мог бы обучить двух цзюжэней и дюжину учёных», — подбадривал Ли Юйчжу принца Лулина.
Редактируется Читателями!
После нескольких провокаций и уговоров принц Лулин сразу же обрёл уверенность.
«Завтра утром я поеду в деревню Циншуйхэ», — уверенно сказал принц Лулин.
«Папа, я считаю, что ты самый могущественный отец». Ли Юйчжу обняла принца Лулина и щедро его похвалила.
Принц Лулин почувствовал себя польщённым. «Конечно, твой отец из тех, кто осмеливается ругать маленького императора».
Ещё одно безрассудное хвастовство.
Всё было бы хорошо, если бы она об этом не упоминала, но одно лишь упоминание о прошлом приводило Ли Юйчжу в ярость.
Зачем оскорблять маленького императора, если можно оскорбить кого угодно?
Посмотрите, как страдает вся эта семья.
Когда Ли Синъань навестил семью Лю, семья Лю только что закончила обедать и сидела в доме Лю Лаоэра, болтая о семейных делах.
Услышав, что семья Ли планирует открыть школу, семья Лю поддержала это.
Каменщик Лю тут же сказал: «У мастера Ли почерк даже лучше, чем у мастера Суна. Он, должно быть, очень умён. Он был бы идеальным учителем».
Второй брат Лю также сказал: «В самый раз. Наши два маленьких проказника теперь могут ходить в школу. Мы отправили их к мастеру Суну на какое-то время, но это было слишком далеко. Они едва продержались год, а потом перестали ходить. Теперь школа находится рядом с нашей деревней, так что стало ближе. Мы можем отправлять их на занятия каждый день».
Старик Лю улыбнулся и сказал: «Мой внук тоже будет ходить».
Второй брат Лю рассмеялся: «Братец, твой внук всё ещё в животе Да Ню. Он родится только следующей весной».
Старик Лю рассмеялся: «Не могу ли я зарезервировать место для… А ты?»
«Хорошо, хорошо, я приберегу один и для твоего правнука», — сказал Второй Брат Лю, смеясь.
Братья рассмеялись вместе.
Каменщик Лю спросил: «Ли Саньлан, из каких материалов ты строишь этот дом?»
Когда семья Ли впервые приехала сюда, они были настолько бедны, что жили в пещерах и без денег.
Они рубили бамбук в горах и смешивали его с глиной, чтобы построить дом со стенами из бамбука и глины.
Семья Ли стала жить гораздо лучше. Даже дальний родственник, уездный судья, признал их родственниками. Третья дочь семьи Ли – врач, много зарабатывает своей врачебной практикой и женится на богатой дочери семьи Чай.
Они могут не только построить кирпичную школу, но и позволить себе построить полностью кирпичный дом.
Ли Синъань сказал: «Давайте построим кирпичный дом. Он прочный и долговечный». Он несколько раз ездил в уездный город и подзаработал у уездного судьи. Часть денег он потратил на ремонт своей лавки, и теперь у него осталось около десяти таэлей серебра. На собственные деньги, не залезая в семейные сбережения, он смог построить кирпичный дом.
Братья и сёстры работали вместе, чтобы заработать, и семья уже накопила около сотни таэлей.
Через несколько дней они смогут вернуть Му Юаньсю триста таэлей.
Поэтому, если можно избежать расходования семейных денег, им следовало так и поступить.
Каменщик Лю сказал: «Если у нас есть кирпичи, дело не затянется. Комнату можно построить за пять дней. Но если кирпичей нет, придётся обратиться в обжиговую печь».
Деревня была бедной; только очень богатые строили кирпичные дома. Жители деревни жили в деревянных или бамбуковых домах, но чаще в домах из жёлтой глины.
Кирпич стоил пенни, а вместе с работой и другими материалами строительство трёх комнат обошлось бы как минимум в десять таэлей.
По этой причине на обжиговых печах не было большого запаса кирпича.
Хозяин Лю предложил навести справки.
Лю Лаоэр сказал, что в прошлом году срубил несколько деревьев, которые можно использовать для кровельных балок.
Узнав результаты, Ли Синъань вернулся домой и рассказал родителям о ситуации.
Постройка дома займёт всего несколько дней, и принц Лулин почувствовал облегчение. После завершения строительства ему не придётся совершать утомительное путешествие в деревню Циншуйхэ.
Что касается Ли Синмао и Му Юаньсю, то они лопатами выкопали небольшую траншею на открытом пространстве слева от дома, обозначив границы школы.
Примерно для тридцати учеников площади в тридцать квадратных футов было бы достаточно.
Однако, когда Ли Юйчжу пришла к ним посмотреть, как они разметили участок, она предложила его расширить.
Сейчас там всего около тридцати учеников, но, возможно, в будущем их будет больше?
Снос стены и расширение участка в таком случае потребовали бы много времени и сил.
Пока нам не нужно строить слишком много домов, но мы можем расчистить больше земли для игр детей.
Стандартная современная детская площадка должна включать площадки для бадминтона, баскетбольные площадки, футбольное поле и беговую дорожку длиной 400 метров.
Хорошо оборудованная школа могла одновременно принимать тысячи учеников для занятий.
Учителя в то время были сосредоточены исключительно на преподавании литературы, утверждая, что все занятия низменны, а только учёба превосходна. Однако она надеялась, что отец будет больше обучать детей боевым искусствам.
Если они не сдадут императорские экзамены, то всё равно смогут зарабатывать на жизнь земледелием или охотой, если будут достаточно сильны.
Ли Синмао полностью согласился с предложением Ли Юйчжу. Он сказал: «Третья сестра, ты права. Дети должны изучать не только литературу; они могут также изучать боевые искусства, например, стрельбу из лука и борьбу».
Ли Юйчжу рассмеялся и сказал: «Этого трёхметрового участка земли недостаточно. Давайте утроим его».
Просто расчистим сорняки и деревья, чтобы сделать площадку. Не нужно строить дом. Это несложно.
Му Юаньсю тоже согласился с их предложением. Он взял лопату и выкопал канаву поглубже.
.
Вечером, когда второй молодой господин Ли Синшэн и его спутники вернулись, все рассказали им о школе принца Лулина.
Ли Синшэн смотрел на отца широко раскрытыми глазами, словно в изумлении. «Папа, ты готов?»
Принц Лулин, воодушевлённый уговорами Ли Юйчжу, тут же сердито посмотрел на него, топорща бороду. «Что? Ты смотришь на отца свысока? Когда-то я был… э-э, наставником твоего кузена».
Двоюродный брат братьев Ли — нынешний молодой император.
После смерти покойного императора принц Лулин действительно был наставником молодого императора, но он обучал его лишь правилам императорской семьи и искусству правления.
При упоминании кузена Ли Синъань презрительно скривил губы.
Старшая принцесса спросила: «Где учатся ученики? Сколько их будет? Достаточно ли для них места в нашем доме?»
Она боялась, что у неё отберут комнату.
Ли Синмао сказал: «Мы пристроим две комнаты сбоку дома. Не беспокойся об этом, сестра».
«О, это хорошо», — с облегчением вздохнула старшая принцесса. «Папе полезно чем-то заняться. Я поддерживаю». Он не станет бездельничать и толстеть.
Вторая принцесса была неизменно равнодушна. «Хорошо».
Вся семья согласилась. Дети даже дали отцу советы, как управлять учениками.
Принц Лулин холодно фыркнул: «Зачем тебе об этом беспокоиться? Занимайся своими делами».
Если ему нужно, чтобы дети учили его, разве он не бесполезен?
.
Следующий день выдался дождливым, и утро было прохладным.
Упал лёгкий дождь. Как обычно, второй сын, Ли Синшэн, отвёз вторую и старшую принцесс на рынок в большой чёрной карете Ли Синъаня.
Дети были так трудолюбивы, что принцесса Лулин сказала ему: «Работай усердно, не позволяй им смеяться над тобой».
Принц Лулин надел квадратный шарф, который так любят учёные, и, высоко подняв подбородок, сказал: «Не волнуйся, как я могу позволить им смеяться надо мной?»
Принцесса Лулин улыбнулась и сказала: «Да, Учитель – лучший. Учитель – глава семьи и пример для подражания для детей».
Это был комплимент? Или шутка?
Почему это звучит так отталкивающе?
Принц Лулин взглянул на жену, поджал рукава и пошёл во двор искать машину.
Идёт дождь. Интересно, сколько детей пойдут в школу.
