Глава 1951: Полный успех!
На этот раз заправочный шланг, сброшенный танкером HU-6, был заметно длиннее прежнего.
Редактируется Читателями!
Это понятно. Наш заправочный контейнер RDC-1 — почти копия британского MK-32, поэтому длина, диаметр и скорость заправки практически такие же, как у британского MK-32. Российский заправочный контейнер UPAZ-1 имеет заправочный шланг длиной 26 метров, длина которого точно рассчитана с учётом воздушного потока между танкером Ил-78 и принимающим самолётом.
Исходя из длины российского заправочного шланга, COMAC и Цзиньлинский научно-исследовательский институт аэрокосмических систем после компьютерного моделирования и точных расчётов пришли к выводу, что, учитывая тяжёлый вес Су-30MKK, 20-метровый заправочный шланг будет вполне подходящим.
Но расчёты — это всего лишь расчёты; в реальности есть вещи, которые компьютерное моделирование не может смоделировать или рассчитать. На этот раз это была реальная операция, поэтому все нервничали.
Истребитель Су-30MKK, следовавший за самолётом-заправщиком HU-6, медленно приближался. К счастью, пилот этого Су-30MKK, специально отобранный из юго-восточного военного округа, имевший опыт полётов на истребителях J-8IID и проходивший обучение по дозаправке в воздухе, выполнил весь полёт с исключительным мастерством. Тем не менее, первая попытка стыковки провалилась…
«Увы…»
«Не получилось…»
«Почему не получилось?»
…
Из салона бизнес-джета Fokker F70 раздался громкий вздох. Все были разочарованы неудачной стыковкой, но Ван Дачжи был недоволен.
Он выругался: «Чего вы все вздыхаете? Разве наши два самолёта только что не успешно состыковались после нескольких попыток? О чём тут вздыхать?»
Как только Ван Дачжи произнес эти слова, все лишились дара речи: «Конечно, предыдущие J-8F и J-10 также успешно состыковались после более чем трёх попыток. Это было первое в Китае испытание дозаправки в воздухе российского истребителя Су-30МКК с использованием отечественного самолёта-заправщика HU-6. Даже если пилоты имели опыт дозаправки в воздухе, особенности дозаправки через шланг предполагали, что одна неудачная стыковка — это нормально, не так ли?»
Пилот истребителя Су-30МКК №01, выполнявший это задание, явно был к этому готов. Его не расстроила первоначальная неудача. Вместо этого он снова нацелился на покачивающийся заправочный посадочный щит, похожий на бадминтон, точно направляя фюзеляж к нему…
И снова промахнулся на волосок.
Но на этот раз никто в Fokker F70 не вздохнул, ведь все видели, что Причиной неудачной стыковки стала турбулентность. Действия пилота были безупречны, но как раз перед стыковкой порыв бокового ветра, возможно, вызвал значительные колебания заправочного гнезда в форме бадминтона, из-за чего заправочный штырь Су-30МКК промахнулся. Однако, если в следующий раз пилот будет внимательнее, и турбулентность не помешает, стыковка должна пройти успешно.
В то же время Ван Дачжи невольно сжал кулаки: «Надеюсь, колебания были вызваны лишь внезапной турбулентностью, а не потоком между носом Су-30МКК и заправочным штырем…»
Если это действительно было взаимодействие заправщика и заправочного штыря, то нагрузка предстояла колоссальная».
Пилот этого истребителя Су-30МКК действительно обладал морально устойчивым характером. После двух неудачных стыковок подряд он выглядел невозмутимым. Он просто объявил по радио, что предпримет третью попытку стыковки. Затем он изменил направление полета самолета и снова направился к шатающемуся дозаправочному гнезду. На этот раз штанга дозаправки Су-30МКК прочно вошла в гнездо.
В это же время по радио бизнес-джета Fokker F70 раздался голос пилота Су-30МКК №01: «01 докладывает, стыковка прошла успешно, готовлюсь к дозаправке».
Успешно!
В этот момент пилоты сопровождающих истребителей J-8F, J-10 и HU-6, наземный центр управления и другой истребитель Су-30МКК, ожидавший испытания дозаправки в воздухе на другом крыле, ликовали.
Успешная стыковка означает, что испытание на полпути к успеху. Плавная расстыковка после дозаправки подтвердит успешность испытания. Следующим шагом станут испытания на разных высотах, скоростях и в разных погодных условиях. Это будет кропотливый процесс. Как минимум, усовершенствованный заправочный контейнер RDC-1A, по всей видимости, безупречен с технической и конструктивной точки зрения.
После долгой минуты пилот истребителя Су-30МКК №1 доложил по радио: «01, дозаправка 1500 литров, запрашиваю расстыковку».
«Понял».
«Понял, расстыковка».
С этими словами истребитель Су-30МКК №1 слегка увеличил обороты двигателя, увеличив относительную разницу в скорости с заправщиком HU-6. Заправочный узел, уже прочно прикрепленный к заправочной штанге истребителя Су-30МКК, немного замер, прежде чем успешно расстыковаться с заправочной штангой истребителя.
Расстыковка прошла успешно!
«01 докладывает, отрыв успешен!» — Тон пилота истребителя Су-30МКК был явно полон радости.
Ван Дачжи не смог больше сдерживаться и взял трубку переговорного устройства, сказав: «01, поздравляю!»
«Спасибо!»
Хотя пилот истребителя Су-30МКК №01 не знал, кто прислал поздравления, он всё равно был очень взволнован и горячо выражал свою благодарность.
После Ван Дачжи канал связи наполнился поздравлениями…
«01, это Наземное управление. Поздравляем! Вы заполнили пробел в стране!»
«01, поздравляю! Это потрясающе!»
«01, поздравляю!»
…
Ван Дачжи молча слушал. Хотя это несколько противоречило протоколу, он не стал их останавливать, прекрасно понимая, как тяжело им было дойти до этого момента.
Однако все проявили огромное самообладание, понимая важность поддержания чистоты канала связи. После короткого поздравления пилота истребителя Су-30МКК №01, канал связи быстро затих.
После короткой паузы по радио раздался голос с наземного пункта управления: «Няня, отсоедини правый топливопровод номер два. 02, твоя очередь».
После паузы он добавил: «Давай!»
«Спасибо».
Истребитель Су-30МКК №02 ответил и немедленно начал корректировать положение в полёте, медленно приближаясь к заправочному шлангу, отсоединённому перед ним самолётом-заправщиком HU-6.
Благодаря успеху истребителя Су-30МКК №01, на этот раз все проявили исключительное терпение. Несмотря на то, что первая и вторая попытки стыковки оказались неудачными, все сохраняли спокойствие, даже пилот Су-30МКК №02, который с поразительным хладнокровием приступил к третьей попытке стыковки с заправщиком.
На этот раз стыковка прошла успешно!
Хотя это был не первый случай успешной стыковки российского тяжёлого истребителя с отечественным заправщиком, зрелище успешной стыковки Су-30МКК №02 с заправщиком HU-6 всё равно вызвало восторг как наземного центра управления, так и руководства на борту Fokker F70: «Сработало!»
Согласно утвержденному плану испытаний, Су-30МКК №02 должен был пройти всего одну минуту дозаправки в воздухе, пополнив запас топлива в общей сложности на 1500 литров перед расстыковкой. По сравнению с кажущейся долгой минутой дозаправки Су-30МКК №01, эта минута, потраченная на дозаправку Су-30МКК №02, показалась гораздо быстрее. Пока все любовались на соседние самолёты через иллюминаторы, Су-30МКК №02 уже завершил свою очередную фазу дозаправки и успешно отцепился.
Наблюдая за тем, как истребитель Су-30МКК №02 успешно отделился от самолёта-заправщика, штабной офицер Ли, представлявший Юго-Восточный военный округ и наблюдавший за испытаниями, вспыхнул от волнения и задрожал.
Хотя топливная ёмкость самолёта-заправщика HU-6 немного мала, а количество заправщиков не идеально, и, учитывая его топливную ёмкость, он может заправлять одновременно до четырёх истребителей Су-30МКК по 5 тонн топлива каждый, теперь у нас есть возможность дозаправлять российские истребители Су-30МКК в воздухе!
Это означает, что тактические возможности и гибкость «Южного тирана» в юго-восточных водах возрастут в геометрической прогрессии!
Ведь максимальное количество истребителей, которые мы можем развернуть одновременно, — всего четыре, верно? Одного самолёта-заправщика более чем достаточно.
А если какие-то силы всё ещё намерены сражаться с нами, вот это было бы интересно.
Вот тогда и посмотрим, кто кого передержит! «Далее переходим к третьему экспериментальному сеансу», — раздался по радио голос с наземного пункта управления.
«Су-30МКК, испытание одновременной дозаправки в воздухе строем из двух самолётов. 01, 02, начать подготовку».
«Понял. Су-30МКК, одновременной дозаправки в воздухе строем из двух самолётов!»
Лётчики Су-30МКК №1 и №2 ответили одновременно.
Чтобы максимально приблизиться к реалистичной ситуации, летевший впереди танкер HU-6 сначала убрал ранее выпущенный шланг дозаправки в воздухе. После завершения процесса уборки, оба шланга были одновременно отсоединены.
Су-30МКК №1 и №2 также приступили к процедуре дозаправки в воздухе. На этот раз испытание строя двух самолётов прошло ещё более гладко, чем прежде. Истребитель Су-30МКК №1 успешно состыковался с самолётом-заправщиком всего после двух попыток, а Су-30МКК №2 – с первой. Весь процесс прошёл настолько гладко, что Ван Дачжи и другие, наблюдавшие за ним из соседнего бизнес-джета Fokker F70, были немного озадачены.
Заправив ещё 2500 литров топлива, два самолёта успешно выполнили процедуру расстыковки. Весь процесс прошёл гладко и без ошибок. Глядя на два истребителя Су-30МКК, успешно завершивших процедуру отрыва, и на самолёт-заправщик HU-6, который выглядел удивительно лёгким после сброса в общей сложности 11 000 литров топлива, штабной офицер Ли был несколько недоверчив.
«Господин Ван, неужели всё прошло так гладко?»
Ван Дачжи тоже был в хорошем настроении. Он улыбнулся и пошутил: «Итак, чего вы хотите?
Тщательного успеха после дюжины или двадцати испытаний?»
«Я не это имел в виду. Я просто… мне кажется, всё прошло слишком гладко». Услышав это, штабной офицер Ли покачал головой и с волнением обратился к Ван Дачжи: «Господин Ван, честно говоря, я участвовал в первоначальных испытаниях самолёта-заправщика HU-6 и контейнера-дозаправщика RDC-1. Процесс разработки и испытаний проходил непросто, с многочисленными задержками и неудачами. Видя, как гладко мы на этот раз завершили все экспериментальные компоненты, я невольно вспоминаю те первые дни. Я действительно… действительно…»
Глядя на глубоко тронутого штабного офицера Ли, Ван Дачжи несколько раз кивнул. «Штаб-офицер Ли, я понимаю, что вы имеете в виду. Без лишних слов, я считаю, что эта ситуация вполне нормальна. Тогда, вы двое… При разработке HU-6 и RDC-1 в нашей стране было всего два пилота, обученных дозаправке в воздухе, в Великобритании, и у нас не было опыта эксплуатации самолётов-заправщиков. Однако с годами, хотя общие ограничения HU-6 не позволяли нам развёртывать его в больших количествах, мы в конечном итоге подготовили большое количество пилотов, способных осуществлять дозаправку в воздухе. Научно-исследовательский институт аэрокосмических систем Цзиньлин также приобрёл значительный опыт в разработке и совершенствовании контейнеров для дозаправки в воздухе в рамках этого проекта. Таким образом, сочетание этих факторов значительно улучшило ситуацию.
Вы, кажется, всё идёт гладко, но на самом деле… На мой взгляд, это результат многолетнего упорного труда и самоотверженности нашей страны. Это вполне естественно». «…»
Услышав это, штабной офицер Ли опустил голову, задумался и кивнул: «Господин Ван, вы правы. Этот успех может показаться случайным, но на самом деле он неизбежен.»
Ван Дачжи рассмеялся и кивнул: «Да, именно это я и имею в виду!»
В этот момент он тихо пробормотал: «Вспоминая то время, когда моя команда только начинала…»
Штабной офицер Ли подумал, что это очень подходит для Нового года, и не удержался, чтобы не подпеть: «Дюжина человек, семь или восемь орудий…»
Да, тогда нам пришлось нелегко!
Но теперь, благодаря нашему упорному труду, мы наконец-то преодолели дилемму и трудности, связанные с «дюжиной человек, семью или восемью орудиями», когда команда только начинала. Наши полуавтоматические винтовки были заменены на крупнокалиберные пулеметы, наши кошельки стали толще, а наши спины стали крепче.
Когда в юго-восточных водах возникают проблемы, у нас почти не остаётся выбора, кроме как положиться на Восьмого Мастера в их решении.
Теперь у нас гораздо больше возможностей. «Через несколько лет мы будем ещё лучше», — пробормотав несколько строк, Ван Дачжи вдруг сказал штабному офицеру Ли.
«Верно!»
Штабной офицер Ли энергично кивнул. «Через несколько лет мы точно будем ещё лучше».
Ван Дачжи кивнул и больше ничего не сказал.
В этот момент его вдруг охватило глубокое сожаление: какой стыд, какой стыд! Жаль, что я такой старый.
Будь я на 20 лет моложе, нет, даже на 10 лет моложе, как было бы здорово!
