Глава 1918: Сотрудничество
«Я тщательно обдумал это. Продукция наших двух компаний не конфликтует», — сказал господин Чжан. «Как и сейчас, военным нужны 2-тонный вертолёт Z-11 и 4-тонный Z-9, но разве нет также потребности в 10-тонном Ми-171 и 13-тонном Z-8? В частности, вертолёт Z-8 и ваш «Тахри» — это одно и то же. Никто не говорит, что на плато можно использовать только Z-8 или «Тахри», верно?»
Редактируется Читателями!
Да, разные вертолёты отвечают разным потребностям. У 2-тонного вертолёта Z-11 есть свои пользователи, и у 25-тонного «Тахри» тоже есть свой рынок. В этом нет никаких сомнений. Ван Дачжи кивнул. «Итак, что вы пытаетесь сказать?»
«Вертолет Z-8 платообразного типа, который мы сейчас разрабатываем, оснащен двигателем от Pratt & Whitney, знаете ли, никто не знает, когда американцы отреагируют. Если они не позволят Pratt & Whitney продавать нам двигатели, у нас будут проблемы», — сказал господин Чжан, с нетерпением глядя на него. «Как насчёт сотрудничества и совместной разработки высотной версии Z-8?»
Ван Дачжи поднял бровь. «Господин Чжан, что вы подразумеваете под совместной разработкой?»
Господин Чжан ответил: «Это означает, что высотная версия Z-8 будет отдельным проектом. Мы будем сотрудничать и делить прибыль поровну, но Changhe Aircraft Corporation сможет применить технологии этой модели к другим усовершенствованным вертолётам Z-8.
Ван Дачжи понял, что имел в виду г-н Чжан: обе стороны будут сотрудничать в разработке высотной версии вертолёта Z-8, но только для этой одной модели. В обмен на уступки Changhe Aircraft по этому проекту, COMAC молчаливо позволит Changhe Aircraft Corporation использовать некоторые технологии этой высотной версии вертолёта Z-8 в будущем.
Стоит ли это того?
Для COMAC такое сотрудничество – недостаток или преимущество?
После паузы Ван Дачжи спросил: «А что, если для нового вертолёта Z-8, разрабатываемого Changhe Aircraft Corporation (CAC), в будущем также потребуются наши двигатели и главные редукторы COMAC?»
«Конечно, мы их купим», – без колебаний ответил г-н Чжан.
Понял!
Changhe Aircraft Corporation видит это партнёрство с COMAC как возможность для развития своих технологий. Для этого они готовы заплатить небольшую цену — цену совместного использования преимуществ высотного вертолёта Z-8 с COMAC.
«Две модели», — торжественно сказал Ван Дачжи. «Помимо высотной модели, мы также будем сотрудничать в разработке корабельной версии со складными винтами и хвостовой балкой».
Взгляд господина Чжана внезапно застыл!
Авиационная корпорация Чанхэ начала размещать вертолёт Z-8 на кораблях ещё в 2004 году, двумя годами ранее, и поставила первую партию из шести палубных вертолётов Z-8 Корпусу морской авиации в прошлом году. Однако, строго говоря, эти первые шесть Z-8 не отвечали требованиям морской авиации, поскольку у них не было складных хвостовых балок и винтов.
Место на боевых кораблях крайне ограничено, и длинные винты вертолётов, несомненно, занимают значительное пространство. Чтобы разместить как можно больше вертолётов в этом ограниченном пространстве, ВМС США… Впервые ввел требование о том, чтобы крылья палубных самолетов, а также несущие винты и хвостовые балки вертолетов, были складными для повышения эффективности использования ангара.
Чтобы соответствовать этому требованию, все американские палубные самолеты, от самолетов с фиксированным крылом до вертолетов, оснащены складными крыльями. Даже огромный CH-53E «Super Stallion» может похвастаться складными несущими винтами и хвостовыми балками, что минимизирует использование пространства в ангаре.
Однако Китаю еще предстоит освоить технологию складывания и раскладывания для палубных самолетов. Хотя палубный вертолет Z-8 был специально оптимизирован для использования в морских условиях, он все еще не может складываться. Теперь Ван Дачжи объявил о планах сотрудничества с Changhe Aircraft Corporation по разработке палубного вертолета Z-8 со складными несущими винтами и хвостовыми балками.
Господин Чжан был в восторге!
Глубоко вздохнув, господин Чжан низким голосом сказал Ван Дачжи: «Господин Ван, вы серьезно? Или вы, COMAC, уже освоили технологию складывания винтов и хвостовых балок вертолётов?
Если подумать, это не было невозможным. В конце концов, COMAC уже разработала два ударных вертолёта, так что разработка корабельной версии вполне логична. В конце концов, серия ударных вертолётов Cobra была разработана для Корпуса морской пехоты США.
«Не совсем».
«…»
Господин Чжан тут же разочаровался: «Нет…»
Ван Дачжи не удивился реакции господина Чжана. Он продолжил: «Однако, хотя у нас пока нет технологии складывания винтов и хвостовых балок, это станет целью нашего следующего этапа исследований. Кроме того, как вы знаете, у Советского Союза тоже была своя технология складывания лопастей вертолётов, а в COMAC, как раз, работали инженеры из КБ Камова.
Глаза господина Чжана загорелись: Вот именно!
Да, у Советского Союза тоже была своя технология складывания несущих винтов для корабельных вертолётов. Однако, в отличие от Соединённых Штатов, которые отдавали приоритет универсальному оборудованию, у Советского Союза были отдельные версии для армейских и корабельных вертолётов. Взять, к примеру, знаменитый Black Hawk. У армейской версии не было возможности складывать несущие винты и хвостовую балку, а у корабельной — была.
Советский Союз, однако, отличался: чтобы минимизировать пространство, занимаемое длинной хвостовой балкой вертолёта, он сразу же принял на вооружение соосные двухвинтовые вертолёты в качестве корабельных, а именно знаменитую серию корабельных вертолётов Ка-27/28/31 КБ Камова.
Благодаря соосной двухвинтовой схеме не требовался рулевой винт для балансировки мощности, и, естественно, Длинная хвостовая балка. Поэтому все советские корабельные вертолёты были исключительно короткими и компактными. В сочетании с технологией складывания несущих винтов, корабельные вертолёты серии KA занимали поразительно мало места на борту!
За годы своего существования COMAC привлекла бесчисленное множество талантливых специалистов из Советского Союза. Если бы они переняли опыт в области систем складывания несущих винтов у ОКБ Камова, господин Чжан был бы совсем не удивлён.
Размышляя об этом, господин Чжан без колебаний кивнул: «Высотный Z-8 и палубный Z-8, верно? Конечно. Когда начнём?
Размышляя о передовых вертолётных технологиях COMAC, г-н Чжан почти с нетерпением ждал.
«Спешить некуда», — улыбнулся Ван Дачжи.
«Давайте дождёмся, пока наш высотный Tahch завершит настоящие испытания на большой высоте».
В конце концов, высотный Tahch имеет решающее значение для способности COMAC получить официальное военное обозначение для Tahch, поэтому ему должен быть уделён первостепенное внимание.
