Глава 1859: Чэнь Гэн сэкономил как минимум два года времени
Как только майоры Ма и Чжоу обменялись взглядами, по рации перед ними прогремел голос командира на месте: «03, 03, очень хорошо, сохраняйте текущую скорость снижения…»
Редактируется Читателями!
Услышав голос по рации, майоры Ма и Чжоу поспешно взглянули в сторону приближающегося самолёта. Они увидели уверенно приближающийся самолёт. Прежде чем они успели среагировать, они увидели, что он начал приземляться. Опущенный хвостовой крюк точно зацепил второй тормозной трос, проскользив вперёд на некоторое расстояние, прежде чем медленно остановиться.
«Успешно! Второй тормозной трос!»
Из рации тут же раздались восторженные крики.
Майор Ма и майор Чжоу обменялись взглядами, и в их глазах мелькнуло лёгкое удивление: эти пилоты COMAC действительно впечатляют.
Они были знакомы с попытками взлёта и посадки с моря на палубных самолётах. Например, самый распространённый способ посадки с корабля — зацепить второй тормозной трос.
Если зацеплен первый трос, угол захода на посадку слишком мал, что создаёт риск удара о корму. Если зацеплен третий или даже четвёртый трос, угол захода на посадку слишком велик, и существует риск неудачи. «Нечем гордиться», — спокойно сказал Ван Дачжи, наблюдая за волнением майора Ма и майора Чжоу. «Взлёты и посадки на суше несравнимы с взлётами и посадками на море.
Суша неподвижна. Взлёты и посадки на море связаны не только с постоянным поступательным движением авианосца, но и с воздействием волн, вызывающих поперечную и продольную качку. Хотя амплитуда этих колебаний невелика, даже малейшая ошибка может создать серьёзные проблемы при взлётах и посадках на море. Пока что мы можем сказать лишь, что у этих ребят минимальная база».
Майор Ма и майор Чжоу знали, что Ван Дачжи говорит правду.
При взлётах и посадках на море пилоты сталкиваются не только с движущимся судном, но и с постоянно качающимся вперёд и назад. Насколько это сложнее, чем имитация на суше?
Во время имитации взлётов и посадок на суше, если вы правильно выровняете систему помощи при посадке с линзой Френеля, безопасность, как правило, гарантирована.
Однако постоянная тряска на море, даже несмотря на то, что корабельная система помощи при посадке с линзами Френеля постоянно компенсирует эту тряску, а командный состав на месте руководит маневрами пилотов при посадке, всё ещё представляет собой чрезвычайно высокий риск. В этом и заключается настоящая сложность взлётов и посадок с авианосцев. Тем не менее, COMAC по-прежнему может похвастаться наибольшим числом пилотов в Китае, выполнявших имитационные взлёты и посадки на суше.
Размышляя об этом, майоры Ма и Чжоу покраснели от волнения: они были слишком не в курсе, что это значит!
Глядя на учебный самолёт Як-130, начинавший разворот перед ними, майор Ма взволнованно спросил Ван Дачжи: «Господин Ван, все ли ваши пилоты обучены на этом учебном самолёте Як-130?»
Ван Дачжи улыбнулся и кивнул, его лицо сияло от гордости: «Конечно!»
Он понял, что у COMAC появился шанс!
Что касается майоров Ма и Чжоу, их сердца переполняла эта всепоглощающая радость: доложите!
Обо всем нужно доложить начальству!
Однако, прежде чем сделать это, у них ещё оставались вопросы, например…
«Господин Ван, сколько стоило строительство этой тренировочной базы?» — спросил майор Ма Ван Дачжи.
Ван Дачжи нахмурился и на мгновение задумался, а затем смущённо ответил: «Извините, я забыл».
«Я действительно забыл. В любом случае, это стоило недорого…»
«Это стоило недорого?» Прежде чем Ван Дачжи успел закончить предложение, глаза майора Ма расширились. «Это система аэрофиниширования для самолётов с авианосца!»
Значит, наша национальная сборная ещё даже не освоила это, а вы говорите, что это недорого?!
«В основном потому, что технический уровень низкий», — пояснил Ван Дачжи.
«Посадочная масса Як-130 обычно не превышает 5 тонн. Это всё-таки учебный самолёт. Поэтому мы разработали эту систему аэрофиниширования, исходя из посадочной массы в 6 тонн. Исходя из этого стандарта, все необходимые материалы можно найти в стране, но…»
Ван Дачжи не стал уточнять, но майор Ма и майор Чжоу сразу поняли: прототип Т10-К3, привезённый с Украины, имеет максимальную взлётную массу более 30 тонн, а посадочная должна быть не менее 20 тонн. Насколько велика будет разница в инерции и силе удара по сравнению с Як-130, посадочная масса которого не превышает 5 тонн?
Это создало неловкую ситуацию: отечественных материалов и технологий вполне хватало для производства аэрофинишеров для Як-130, но для тяжёлого истребителя существующих отечественных технологий и материалов может быть недостаточно…
«Старик Чжоу, это проблема», — нахмурился майор Ма и прошептал майору Чжоу.
Неожиданно майор Чжоу посмотрел на него равнодушно: «Что за вопрос?»
«…»
Майор Ма нахмурился. Хотя он ничего не сказал, его слова были предельно ясны: что вы имеете в виду?
«Весь проект только начался», — тихо сказал майор Чжоу. «То, что это невозможно сейчас, не значит, что это невозможно в будущем. И вы забыли, зачем мы на этот раз обратились в COMAC? Мы просто пытались выяснить, может ли Як-130 компании COMAC служить учебным самолётом для первоначальной подготовки. Разве мы не видели всё? Этот самолёт не только подходит для первоначальной подготовки и развития персонала, но и оснащён системой аэрофиниширования. Более того, президент Ван сказал, что он недорогой и может производиться внутри страны».
Точно!
Услышав слова майора Чжоу, майор Ма внезапно понял, что происходит, и в отчаянии хлопнул себя по лбу: как он мог на этот раз забыть о своей миссии?
Размышляя об этом, он прошептал: «Вы имеете в виду… доложить обстановку здесь как можно скорее?»
«Чего тут медлить?» Майор Чжоу подавил волнение и прошептал: «До приезда сюда вы могли себе представить, что ситуация здесь будет именно такой?»
Майор Ма невольно покачал головой. Он этого не ожидал. До приезда он считал, что для COMAC было бы здорово создать сертифицированную палубную версию Як-130. Кто бы мог подумать, что у них есть не только сертифицированный самолет, но и учебная база, и большое количество пилотов, которые могли бы выполнять функции инструкторов?!
Это действительно…
Майор Ма был в растерянности: это настоящая находка.
В этот момент он внезапно почувствовал, что решение Чэнь Гэна сотрудничать с ОКБ Яковлева в разработке Як-130 сэкономило Китаю как минимум два года.
