Глава 1858: Безопасный учебный полигон
Хотя майор Чжоу знал, что Ван Дачжи вряд ли станет небрежно говорить о таких вещах, из осторожности он спросил: «Господин Ван, вы хотите сказать, что все пилоты вашей группы могут летать, когда у них есть свободное время?»
Редактируется Читателями!
«Конечно», — утвердительно кивнул Ван Дачжи. — «Обычно нужно подавать заявку не менее чем за шесть часов, но если вы подаёте заявку, всё всегда можно организовать».
Полёт не менее чем за шесть часов?
Майор Чжоу и майор Ма обменялись шокированными взглядами. Что думает COMAC об этой имитации взлёта и посадки авианосца? Какая-то забавная игра?
Глубоко вздохнув, майор Чжоу спросил низким голосом: «Интересно, кто-нибудь сейчас тренируется?»
Ван Дачжи, не раздумывая, достал телефон и набрал номер: «Это Ван Дачжи. Кто-нибудь тренируется на ВПП 9?»
Через мгновение Ван Дачжи повесил трубку и с улыбкой сказал майору Чжоу и майору Ма: «Сейчас никого нет, но в 15:00 будет несколько взлётов и посадок. Если интересно, можете пойти и посмотреть».
Майоры Чжоу и Ма без колебаний кивнули.
В этот момент не было ничего важнее, чем наблюдать за пилотами COMAC на их учебных самолётах.
…
Начало должно было начаться в 15:00, но к 14:30 майор Чжоу и майор Ма уже были рядом с ВПП 9.
Ван Дачжи надеялся, что майор Чжоу и майор Ма пойдут к диспетчерской вышке, но они упрямо настаивали на том, чтобы подойти к ВПП 9, чтобы посмотреть на неё вблизи.
Ван Дачжи пришлось согласиться. К счастью, когда проект учебно-тренировочного самолёта Як-130 только начинался, рядом с ВПП 9 была построена небольшая смотровая площадка для инженеров и других технических специалистов.
Хотя она была невысокой, всего лишь высотой с двухэтажный дом, с неё открывался чёткий обзор ВПП 9.
Только в этот момент майор Чжоу и майор Ма с удивлением обнаружили, что эта так называемая ВПП 9 на самом деле была копией палубы российского авианосца «Кузнецов»! На посадочной полосе, примерно в 300 метрах от начала асфальтовой полосы, была нанесена толстая, чёткая белая линия.
Эта линия, несомненно, обозначала корму авианосца. Если бы посадка была выполнена неправильно, самолёт неизбежно врезался бы в корму. Но обучение здесь не представляло проблем.
Слишком ранняя посадка не имела значения; она просто означала удар о ВПП.
Примерно в 20 метрах перед этой линией находились четыре тормозных троса. Это было легко объяснить. Чуть больше чем в 100 метрах впереди проходила ещё одна наклонная белая линия. Увидев эту линию, майоры Ма и Чжоу сразу поняли, что это конец тормозной полосы авианосца. Если самолёту не удастся успешно зацепить тросы и уйти на второй круг, его единственной участью было падение в море. Если бы пилоты среагировали быстро, у них ещё было бы время катапультироваться, но здесь таких опасений не было. В конце этой наклонной белой линии всё ещё есть взлётно-посадочная полоса. За белой линией вся полоса имеет длину около четырёхсот-пятисот метров, то есть это небольшая полоса общей длиной около тысячи метров. Без тормозных тросов её было бы достаточно для взлёта и посадки лёгкого самолёта с неподвижным крылом, например, Y-12.
В центре, у передней части этой взлётно-посадочной полосы, находится взлётно-посадочная полоса, уходящая вправо. Эта полоса заканчивается трамплином. Вся полоса…
«Что?» Именно в этот момент майор Ма осознал нечто удивительное. Он быстро спросил Ван Дачжи: «Господин Ван, это что, эквивалент острова-корабля?»
«Да, это так», — кивнул Ван Дачжи с улыбкой. «Просто условия здесь немного суровые. У нас нет системы управления. Мы можем общаться с диспетчерской вышкой только по радио, а диспетчерская вышка затем связывается с самолётом».
Майор Ма несколько раз кивнул. Майор Чжоу, молча смотревший на взлётно-посадочную полосу, внезапно спросил Ван Дачжи: «Господин Ван, почему мне кажется, что ваша взлётная полоса не меньше 200 метров?»
Почему его так беспокоила длина взлётной площадки? Потому что взлётная площадка «Кузнецова» составляет 195 метров.
«220 метров», — кивнул Ван Дачжи.
«Хотя наша взлётно-посадочная полоса спроектирована так, чтобы максимально точно имитировать «Кузнецов», авианосец в море находится в движении, а скорость взлёта самолётов составляет не менее 25 узлов.
Даже если самолёты на лётной палубе неподвижны, у них есть начальная скорость, не говоря уже о бонусе к скорости от встречного ветра. Согласно нашим обсуждениям с ОКБ Яковлева, в обычных условиях, если авианосец взлёт самолётов на скорости 25 узлов против ветра, скорость ветра на палубе может достигать не менее 60 километров в час.
Но на суше таких условий нет. Суша не подходит для разбега, поэтому мы удлинили учебную полосу на 25 метров. Согласно расчётам, это 25-метровое удлинение взлётно-посадочной полосы будет примерно эквивалентно неподвижному авианосцу при скорости ветра на палубе 7 метров в секунду, так что это фактически превышает требования для взлёта с моря».
Майор Чжоу несколько раз кивнул, его лицо раскраснелось от волнения. «И каков же результат?»
«Результат?» Ван Дачжи улыбнулся. «Взлёт никогда не бывает проблемой. Как говорят наши пилоты: „Просто жми на газ, и самолёт сделает всё остальное“».
Майор Ма не удержался и спросил: «А как насчёт посадки?»
Ван Дачжи улыбнулся, указывая на тысячеметровую взлётно-посадочную полосу перед собой. «Это целых тысяча метров посадочной дистанции, и она оборудована системой помощи при посадке с линзами Френеля. Даже если приземление неудачное, это как посадка на небольшом наземном аэродроме. Никакой опасности».
Да!
Как я мог об этом забыть?
Лицо майора Ма вспыхнуло при виде длинных взлётно-посадочных полос перед и за условной посадочной площадкой.
В то же время его глаза загорелись, когда он остро осознал преимущество этого ограждения: оно сводит к минимуму страх курсантов-новичков.
Для курсантов удлиненная взлетно-посадочная полоса перед и за посадочной площадкой – это своего рода спасательный круг. Благодаря этой защите им больше не нужно беспокоиться об опасности для жизни во время тренировок. Неважно, приземлятся они рано или поздно. Не приземлятся – значит не приземлятся. Их жизни по-прежнему в безопасности. Нужно лишь извлечь уроки и быть осторожнее в следующий раз.
И по мере накопления опыта и повышения мастерства им, естественно, больше не придется беспокоиться о удлиненной взлетно-посадочной полосе.
Майор Ма быстро обменялись взглядами с майором Чжоу, и оба выразили одно и то же мнение…
Майор: Думаю, этот план следует продвигать.
Чжоу: Да, я тоже так думаю.
