
**Глава 38. Петух, призывающий души (продолжение)**
Когда мы с Толстяком заговорили об этом, я не мог не заподозрить, что в этой яме под землёй закопано множество камней, чтобы усмирить духов. Эти слова слегка встревожили Дин Сытянь. Она нервно сказала нам:
Редактируется Читателями!
— Давайте не будем больше говорить об этом. У меня уже мурашки по спине бегут. Что же нам теперь делать? Обратный путь отрезан, здесь десять тоннелей, осталось девять. Куда же нам идти, чтобы выбраться отсюда?
Я заметил, что Дин Сытянь действительно стала гораздо робче. Возможно, это связано с тяжёлыми потерями скота в пастбищном районе, из-за чего она потеряла уверенность. Думаю, её настроение было близко к настроению Старого Янпи: в случае аварии на пастбище они несут ответственность, и единственный способ уменьшить эту ответственность — найти пропавших коров и лошадей. Но пропавшие стада и разбежавшиеся кони как раз скрылись в этой зоне, которую пастухи считают «запретной». Леденящие душу легенды о «Стоглазой пещере» давно проникли в костный мозг местных жителей. Идти вперёд или отступить — вопрос, вызывающий серьёзные сомнения. Однако в те особенные времена страх перед ответственностью всё же перевешивал обычный страх. Если представить себя на их месте, то можно понять, какое огромное давление они испытывали, и как в их головах бушевала внутренняя борьба.
Раньше, во времена больших походов, она была совсем другой. Тогда она была полна молодого задора и энтузиазма. Однажды, когда мы путешествовали по стране, нам довелось стать свидетелями того, как местный учитель вместе с группой школьников раскапывал могилу. Хозяином могилы был известный деятель эпохи реформ конца династии Цин. Его тело вытащили из могилы и подвесили вверх ногами на дерево, чтобы показать революционным массам **уродливое** лицо самого крупного сторонника монархии в истории. Мы с Дин Сытянь и другие, услышав об этом, ночью отправились посмотреть на древний труп, висящий на дереве. Несмотря на тёмную, ветреную ночь, мы с азартом отправились на это зрелище, и тогда я не заметил в ней ни тени страха.
Очнувшись от воспоминаний, я сказал Дин Сытянь и Толстяку:
— Здесь не место для долгих раздумий. Давайте сначала посмотрим, как там Старый Янпи, а потом как можно скорее найдём способ выбраться отсюда.
Подойдя к Старому Янпи, я увидел, что вздутие в его животе ещё не прошло. В те времена у нас не хватало медицинских знаний, и мы не знали, что движение кишечника в брюшной полости человека контролируется вегетативной нервной системой и также зависит от кровоснабжения кишечника. После обильного приёма пищи часто возникают вздутие живота и расширение сосудов, что влияет на кровоснабжение кишечника.
Всё, что мы могли сделать, — это помочь ему массировать живот. Старый Янпи немного пришёл в себя, но больше всего его волновали его лошади. Три оставшиеся лошади разбежались вглубь лесов «Стоглазой пещеры». Без лошадей даже вернуться на пастбище было бы сложно. Мне пришлось успокаивать его, обещая, что мы обязательно найдём лошадей.
Когда старый Ян Пи немного поправился, я обсудил с Толстяком и Дин Сытянь, в какую сторону нам двигаться. Вокруг этого подземелья располагалось десять проходов, почти полностью идентичных по конструкции. Мы попали сюда через обвалившийся туннель, и обратный путь был уже отрезан. Неизвестно, есть ли здесь другие выходы, но это подземелье, скорее всего, не гробница — оно построено не слишком прочно, и шансы найти выход довольно велики.
Мне казалось, что если здесь есть символы возвращения и успокоения душ, то всё вокруг связано с духами и призраками. Возможно, эти десять туннелей символизируют десять путей в подземное царство. Внутри невозможно определить стороны света, поэтому пришлось выбрать один из них наугад.
Толстяк спросил:
— Старик Ху, ты это не выдумываешь? Звучит довольно рискованно. Почему ты решил, что в подземном царстве именно десять путей? Почему не восемь, девять или одиннадцать?
Я ответил:
— Помню, у моего деда была карта подземного и надземного миров, и на ней как раз было десять путей в царство мёртвых. Почему не девять или одиннадцать? Говорят, в эпоху Тан империя была разделена на десять округов, а инь и ян соответствуют друг другу, поэтому и в подземном мире десять путей. Но уверен ли я, что эти десять туннелей именно это и означают? Конечно, нет. Как нам понять мысли древних? Чтобы перейти от обороны к нападению, нужно самим войти и посмотреть. Если повезёт, возможно, здесь найдётся ещё один обвал, через который можно будет выбраться.
Толстяк посчитал мои доводы разумными. К тому времени все немного отдохнули, и мы снова подняли старого Ян Пи. Я оставил метку на нашем пути и случайным образом выбрал один из проходов. В подземелье было очень сыро, от влаги сводило мозги, а полчища крыс вызывали отвращение. В щелях между каменными блоками виднелись многочисленные норы, вероятно ведущие на поверхность, но пролезть через них могли только крысы.
Не пройдя и далеко, мы наткнулись на обвал, который преградил путь. Пришлось вернуться и выбрать другой туннель. Наконец, в одном из них мы обнаружили вертикальный колодец. Пространство наверху было настолько узким, что могло вместить только одного человека. Я первым начал подниматься по крутым каменным ступенькам и обнаружил, что выход из подземного хода наверх перекрыт серым камнем. Прикоснувшись к нему, я понял, что это большой блок цемента, обтянутый железными обручами. Самое странное, что на поверхности цементной плиты были какие-то арабские цифры, похожие на некую нумерацию.
Мне не терпелось покинуть это мрачное и сырое подземелье, и я не стал внимательно изучать, что означают эти цифры. Зажав керосиновую лампу в зубах, я изо всех сил попытался сдвинуть тяжёлую цементную плиту, но она сдвинулась лишь на узкую щель. Холодный ветер с поверхности со свистом ворвался внутрь, но, сколько я ни напрягался, плита не сдвинулась ни на миллиметр.
Я спустился по вертикальному колодцу и сообщил товарищам о том, что увидел наверху. Толстяк и Дин Сытянь были крайне удивлены:
— Ты, наверное, ошибся? Эти «Сто глаз» должны быть древним сооружением. Хотя мы и не знаем, для чего конкретно оно использовалось, но как здесь может быть бетонная плита с номером?
Однако когда именно латинские буквы и цифры проникли в Китай, мы сказать не могли и не собирались вдаваться в исторические изыскания — наша единственная цель была как можно скорее выбраться отсюда.
Из нас троих Толстяк был самым сильным. Я не смог сдвинуть бетонную плиту с места, поэтому пришлось просить его попробовать. Толстяк снял пальто, сбросил шапку, засучил рукава и полез вверх по колодцу. Слышно было, как он набирает воздух в легкие, напрягая все силы, ругаясь и толкая бетонную плиту, которая закрывала колодец. Его мускулы напряглись до предела, он приложил всю свою грубую силу и крикнул: «Открывайся!» — и с трудом сдвинул плиту в сторону. Тусклый свет звезд сразу же хлынул вниз, и мы с облегчением вздохнули, ощущая, как будто снова увидели свет дня.
Толстяк первым выбрался на поверхность, а я и Дин Сытянь внизу поддерживали старое овчинное пальто. Толстяк вытащил его наверх, а затем мы тоже вылезли. Вокруг царила туманная лунная тень, деревья шептались, и мы по-прежнему находились в лесу рядом с «Сто глазами». Здесь не было ни скорпионов, ни диких мышей, повсюду стояла мертвая тишина.
Пока я и Толстяк осматривались, пытаясь определить направление, Дин Сытянь взяла керосиновую лампу и с любопытством подошла к бетонной плите:
— Ой… Здесь не только номер, но и надпись… «Отдел водоснабжения… По-3916…»
(Примечание: «Отдел водоснабжения» — во время Второй мировой войны японская армия создала крупнейшую в мире секретную военную организацию для исследований и подготовки бактериологического оружия. Для конспирации как внутри страны, так и за её пределами использовалось кодовое название «Профилактические/водоснабжающие части».)