**Глава 65. Гневное море, скрытое под песком. Тайный проход.**
Этот проход, безусловно, является одной из ключевых точек во всей этой истории. Воспоминания Мэньюпина обрываются именно здесь, а всё, что произошло дальше, остаётся загадкой. Что скрывается внутри этого прохода? Как ему удалось выбраться оттуда? Лишились ли памяти остальные так же, как и он? На сегодняшний день всё это лишь домыслы, не имеющие под собой никаких оснований.
Редактируется Читателями!
Я внимательно осматриваю этот проход. На первый взгляд, это просто нелогично расположенный искусственный вход — кроме как в подземных туннелях, я никогда не видел, чтобы дверь располагалась в таком месте. Внутри видно стены, сложенные из таких же жёлтых кирпичей, как и снаружи. Конструкция проста и обычна. Такие сооружения я видел бесчисленное множество раз в шахтах по добыче угля в Шаньси — они используются как печные своды для обжига кирпичей. Однако здесь, в контексте гробницы, это выглядит крайне необычно и неуместно. Зачем он здесь?
По моим воспоминаниям, почти все гробницы имеют симметричную структуру. Редко где можно встретить случайно прорубленный проход или лишнюю комнату, если только сам хозяин гробницы не имел такой странности. Если это не так, то остаётся только две возможности:
Первое, что приходит на ум: внутри, возможно, скрыты какие-то тайные погребальные дары. Это не удивительно — в записях деда упоминается множество случаев, когда в гробницах специально проектировались тайные комнаты. Но обычно такие помещения тщательно маскируются, а этот проход не имеет ни скрытых механизмов, ни маскировки. Здесь лишь зеркало, поставленное снаружи, что кажется слишком примитивным решением.
Вторая возможность связана с фэншуй. Моё предположение основывается на том, что зеркало — важный элемент в фэншуй. Его размещение здесь должно иметь определённое значение. Обычно, если в комнате прорубают дверь, это символизирует «проходимость» — либо что-то должно войти, либо выйти. Это относится к «малому фэншуй», который отличается от «большого фэншуй», как махаяна от хинаяны в буддизме. Малый фэншуй занимается преобразованием — с помощью определённых методов улучшают небольшие пространства, превращая плохое в хорошее. Об этой области я знаю больше, так как она более интересна.
Я отхожу от зеркала по диагонали, чтобы осмотреть остальные части помещения в надежде найти какие-то подсказки. Вся обстановка здесь полностью совпадает с описанием Мэньюпина, но так как всё сохранилось в том виде, в каком было двадцать лет назад, освещают комнату лишь четыре ночных жемчужины, расположенные по сторонам. Центральная модель небесного дворца скрыта во мраке, и лишь с помощью фонарика можно разглядеть отдельные её части. После нескольких кругов осмотра мой взгляд привлекли настенные росписи.
Эти четыре росписи я уже описывал ранее, но тогда я опирался лишь на расплывчатые воспоминания Мэньюпина. Теперь, увидев их собственными глазами, я понял, что они выполнены с поразительным реализмом. Если быть достаточно внимательным, можно разглядеть множество деталей.
Прежде всего, я сразу заметил, что заснеженные горные хребты на картине, скорее всего, изображают северные склоны Чанбайшаня в провинции Гирин. Это не потому, что у меня феноменальная память, просто несколько основных вершин Чанбайшаня настолько характерны, что любой, кто там бывал, без труда их узнает.
Во-вторых, меня заинтересовала вторая картина, где погребальная процессия одета в одеяния эпохи Юань. Это означает, что человек в гробу, вероятно, был высокопоставленным вельможей той эпохи. Следовательно, строительство небесного дворца Юньдин могло относиться к периоду смены династий в конце эпохи Юань. В такие смутные времена лишь тот, кто обладал огромной властью, мог позволить себе возведение столь грандиозной гробницы. Хозяин этого мавзолея, без сомнения, был необыкновенной личностью.
Но больше всего меня поразило то, что вся погребальная процессия состояла исключительно из женщин. Это было крайне необычно и нелогично. Я не знаю, как проходят похоронные обряды у монголов, но чтобы погребальный ритуал проводили одни женщины — такого я ещё не слышал.
Подобных мелких деталей было множество. Непонятно, оставил ли их резчик по камню намеренно в качестве подсказок или же это просто отражало их обычаи.
Когда я дошёл до этого момента, мне стало ясно: опираясь на эти подсказки, можно найти местного жителя, хорошо знающего местность, и с его помощью обнаружить это место. Правда, дворец погребён под многовековыми снежными пластами, а вечная мерзлота здесь очень неустойчива. Малейшая ошибка при раскопках может вызвать снежный обвал, способный навсегда похоронить тебя под толщей снега.
Однако эти подсказки, скорее всего, не имеют отношения к отверстию в углу стены. Я ещё раз осмотрел зеркала в других углах и стену за ними, но ничего необычного не обнаружил. Похоже, все ответы можно найти, только войдя в эту дыру.
Вернувшись к входу, я увидел, что Мэньюпин по-прежнему стоит, глядя вдаль, а в его глазах промелькнуло редкое для него колебание, словно он о чём-то размышлял. Увидев, что я подхожу, он внезапно сказал:
— Возможно, мне придётся вернуться туда ещё раз.
— Ни в коем случае, — воскликнул я в шоке. — Ты что, хочешь на смерть идти? Если ты снова потеряешь память на двадцать лет, всё потеряет смысл.
Он спокойно ответил:
— Я отличаюсь от вас. Для вас всё это — лишь странное приключение, но для меня — огромный неразрешимый узел. Если я не развяжу его, то даже если вспомню всё, моя жизнь никогда не станет полноценной.
Меня охватило беспокойство, и я стал настаивать, что это невозможно. На самом деле, я понимал его, но наша текущая ситуация не позволяла отвлекаться на лишние риски. Нам нужно как можно скорее выбраться отсюда. Иначе, даже если я узнаю все тайны мира, они потеряют всякую ценность, когда у нас закончится воздух и мы задохнёмся.
Я поделился с ним своими опасениями, и он, казалось, засомневался:
— А ты уверен, что мы сможем выбраться?
Его вопрос заставил меня осознать, что я ещё не осмотрел потолок этого гробового свода. Я поспешно поднял голову, чтобы внимательно его рассмотреть.
Во всех записях, которые я читал, вершины гробниц династии Мин описывались как невероятно прочные конструкции, так называемые «семь продольных и восемь поперечных балок». По моим предположениям, для противодействия давлению эта вершина должна была иметь арочную структуру — высокая в центре и низкая по краям. Однако, судя по всему, здесь использовался метод сухопутных гробниц, и вершина была сделана плоской. Это означает, что пробивание отверстия в любом месте не будет иметь большого значения.
Вершина находилась на высоте более десяти метров над нами. Здесь не было ничего, на что можно было бы встать, поэтому пришлось начать с боковых колонн. Мы использовали ножки от зеркала, чтобы выбить несколько углублений, затем забрались наверх и раскололи поверхностную белую штукатурку. После этого мы начали работать с зелеными кирпичами. Нам не нужно было быть слишком осторожными: достаточно было рассчитать время, разрушить несущую конструкцию, и вершина сама обрушится, образовав дыру. Мы планировали дождаться, пока морская вода заполнит гробницу, и тогда смогли бы легко выбраться.
Ключевым моментом в этом плане было правильно выбрать время. Если не успеть к моменту отлива, разрушение несущей конструкции могло привести к тому, что нахлынувшая морская вода разрушит всю вершину гробницы, похоронив нас под её обломками.
Я объяснил всё это Мэньюпину. Я подчеркнул, что у нас есть все шансы выбраться, хотя гробница после этого будет окончательно разрушена. Однако всё, что внутри, останется на месте, и он сможет вернуться через несколько дней, хорошо подготовившись. Не обязательно спешить.
Он кивнул, наконец-то согласившись. Толстяк не выдержал и воскликнул: «Если так, то чего ждать? Давайте начнем прямо сейчас, сначала разберёмся с этой колонной. А то потом будем суетиться.»
Я взглянул на часы: до отлива оставалось ещё шесть часов, времени было достаточно. Я покачал головой: «Мы сильно устали, ничего не ели, и наше состояние оставляет желать лучшего. Сейчас нужно как следует отдохнуть. Когда мы выберемся, неизвестно, что нас ждёт. Возможно, корабль уже уплыл. Без сил мы можем просто утонуть, и тогда всё будет напрасно.»
Толстяк, который был полон энтузиазма, услышав мои доводы, разочарованно почесал голову и пробурчал: «Чёрт возьми, опять ждать? Ладно, тогда я немного посплю. Разбудите, когда начнёте.»
Я тоже нашёл место, чтобы присесть, но мои мысли не прекращались. Я просчитывал, как будет заполняться гробница водой. Проход к каменной плите на дне бассейна уже был закрыт. Хотя он не был герметичным, вода будет поступать медленнее, чем в открытое пространство. Основной поток воды, вероятно, хлынет через странное отверстие в стене. Но куда ведёт этот низкий проход? Если он соединён с другими помещениями, это может сильно усложнить ситуацию, создав водоворот, который затянет нас внутрь.
Когда я подумал об этом, невольно бросил взгляд вглубь пещеры, размышляя, как бы её загородить. Мне пришла в голову мысль использовать модели, сложенные вместе. Я прикинул высоту и ширину входа, пытаясь понять, как лучше всего его закрыть. Но в тот момент, когда я сосредоточился, внутри меня внезапно возникло странное, почти невыносимое ощущение.
В темноте пещеры таилась сила, неудержимо притягивавшая мой взгляд. Эта сила была не только мощной, но и принудительной: я попытался отвернуться, но шея отказалась слушаться, даже глаза не могли сдвинуться с места. Одновременно я почувствовал нарастающее раздражение — такое, будто голодный до смерти человек, наконец, получает еду, но не в состоянии разорвать упаковку. Это раздражение быстро переросло в непреодолимое желание войти внутрь и увидеть, что там.
Всё произошло в одно мгновение, без малейшего предупреждения. Когда они поняли, что что-то не так, было уже поздно. Я резко оттолкнул впереди стоящего Муньюйпина и бросился в пещеру. Поскольку я находился совсем близко к входу, несколько шагов — и я уже погрузился в темноту; никто не успел меня удержать.
В тот момент я не думал о том, что делаю. Меня переполняло одно желание — добежать до самого конца пещеры. Я даже не включил фонарик, безрассудно мчался вперёд, не глядя под ноги и не обращая внимания на то, догоняют ли меня.
Но, сделав всего несколько шагов, я вдруг почувствовал резкий порыв ветра сзади, а затем — пронзительную боль в левом колене. Нога подкосилась, и я рухнул на землю.
Падение было жестоким: лоб ударился о пол, от боли в голове зазвенело, из носа потекла кровь. Но стоило мне откатиться на шаг, как раздражение внезапно исчезло, и всё вернулось в норму.
Меня охватило странное чувство: эта пещера была невероятно опасна. Достаточно одного взгляда на её тёмную глубину, чтобы лишиться рассудка. Я лишь на мгновение задержал на ней взгляд — и уже попал в ловушку.
Обернувшись, я увидел, что Муньюйпин и Танцзы уже догоняют меня. Рядом лежал фонарик — видимо, именно он попал мне в колено.
Они подбежали ко мне, и, не говоря ни слова, начали тащить обратно. Но из-за травмы колена я не мог встать, и их попытки сдвинуть меня с места оказались тщетными. К тому же в темноте царил полный хаос.
Танцзы, поняв, что одной рукой не справиться, зажал фонарик под мышкой и стал тащить меня обеими руками. Его движения были грубыми и резкими, я едва не потерял сознание от боли.
И вдруг луч фонарика скользнул по стене, и в этот миг мне показалось, что в темноте притаился человек.
Скорость того силуэта была слишком молниеносной, и я не успел как следует разглядеть, но был уверен — это человек. В голове сразу промелькнула мысль о дяде Сане, и я крикнул: «Стойте! Впереди кто-то!»
Толстяк, услышав мои слова, развернулся и осветил фонарём убегающую фигуру. Мы увидели лишь спину, но человек уже вскочил на ноги и стремительно бросился вглубь пещеры. Все трое замерли на мгновение, не успев разглядеть, кто это, но Молчун отреагировал быстрее всех. «Догоняй!» — рявкнул он и, словно стрела, помчался вперёд. Толстяк выругался сквозь зубы и, нехотя, последовал за ним.
Я, собрав последние силы, кое-как поднялся на ноги и, прихрамывая, поплёлся следом. Когда я подошёл, Молчун уже схватился с незнакомцем врукопашную, а Толстяк, не раздумывая, навалился на них обоих. Они повалили человека на землю. Толстяк осветил его фонарём и ахнул: «Это Анин!»
Я подошёл ближе и обомлел. Она была в ужасном состоянии: волосы растрёпаны, лицо грязное, гидрокостюм порван в клочья, от неё исходил резкий, тошнотворный запах. Из носа и уголков рта сочилась кровь. Трудно даже представить, через что она прошла, если довела себя до такого вида. Однако, окинув взглядом друг друга, я понял, что и мы трое выглядим не лучше — особенно Толстяк, весь в ранах и ссадинах, вид у него был просто ужасающий.
Толстяк, едва увидев эту женщину, сразу вспылил и, тыча в неё пальцем, начал сыпать проклятиями. Но едва он успел выговорить несколько слов, как Молчун резко остановил его: «Стой! С ней что-то не так!»
