
Глава 30. Гнев морских глубин. Рыба с бровями-змеями
Крышка шкатулки медленно открылась сама собой, и внутри оказалось крошечное пространство, размером не больше мизинца. На белой шёлковой подкладке лежала позолоченная бронзовая рыба. Работа была выполнена с невероятной тщательностью: каждая чешуйка отполирована так, что играла гранями, а на бровях рыбы закручивались две морские змеи, настолько реалистичные, что казалось, они вот-вот оживут.
Редактируется Читателями!
Я осмотрел рыбу со всех сторон и почувствовал лёгкое недоумение. Моя специализация — антикварные позолоченные изделия, но эта рыба была мне совершенно незнакома. Качество исполнения относилось к среднему верхнему уровню, и в те времена она, скорее всего, не считалась особенно ценной. А вот шкатулка из красного золота, в которой она хранилась, была куда дороже.
В истории бывали случаи, когда недорогие предметы хранили в роскошных футлярах, если эти предметы обладали особым символическим значением. Но я никак не мог понять, для чего предназначалась эта вещь. Военным символом? Нет, слишком мала и невыразительна. Знаком отличия? Тоже нет — на ней не было никаких надписей, да и подделать её было бы слишком легко. Судя по форме и размеру, единственное разумное применение — украшение музыкального инструмента или оружия, но на рыбе не было ни отверстий, ни следов верёвок.
Я ломал голову, но так и не нашёл ответа. Тогда вспомнил, что мой дядя тоже увлекается подобными вещами, и решил спросить его совета. Возможно, он не знает больше меня, но его опыт мог подсказать что-то важное.
Решившись, я взял бронзовую рыбу и постучал в дверь дядиной комнаты. Дядя, увидев мою таинственную мимику, с недоумением впустил меня.
Сев, я без лишних слов рассказал ему, как случайно открыл шкатулку-лабиринт.
Дядя выслушал мой рассказ, внимательно осмотрел рыбу в моих руках и неоднократно выразил удивление. Увидев его реакцию, я поспешил спросить, что это за вещь и для чего она предназначена.
— Ты обратился по адресу, — сказал дядя. — Во всём Китае не больше сотни человек знают о ней, а из этой сотни лишь десяток когда-либо видели её своими глазами. Это поистине редчайшая вещь.
Услышав это, я едва не подпрыгнул от радости. «Вот это удача! — подумал я. — Нашёл золотое кольцо в коровьем навозе!» Не ожидал, что в этой разбитой шкатулке окажется столь ценная вещь. Я поспешно спросил, сколько примерно она может стоить.
Дядя покачал головой:
— То, что я назвал её редчайшей, не значит, что она дорогая. Её археологическая ценность невероятно высока. Эта рыба очень похожа на артефакт, найденный двадцать лет назад во время археологической экспедиции. Возможно, между ними есть связь. Если передать её той экспедиции, она станет бесценной. Но если ты надеешься разбогатеть с её помощью, лучше сразу забудь об этом.
«Ну и что с того?» — подумал я. — «Нам не до археологии. Какая польза от её исторической ценности? Не могу же я пойти с ней в управление по охране памятников и предложить купить её.»
Я заметил, как у дяди изменилось лицо, и почувствовал, что за этим, возможно, скрывается какая-то тайна. Я стал допытываться, что же произошло в тот год, и если эта вещь была вынесена из дворца правителя Лу, то не связано ли это с самим дворцом? Дядя покачал головой и отказался говорить: «Прошло столько лет, я и сам не хочу об этом вспоминать. Скажу лишь одно: появление этой рыбы во дворце Лу — простое совпадение, и она не имеет никакого отношения к Лу Сан-вану. Все документы того времени сгорели в большом пожаре. Это судьба.»
Меня эти слова только разозлили. Я пришёл к нему, чтобы узнать правду, а он не только не ответил, но ещё и наговорил загадок, которые только сильнее разожгли моё любопытство. Тогда я решил прибегнуть к уловкам — стал упрашивать, умолять, лишь бы он рассказал мне всё.
Дядя, не выдержав моих расспросов, наконец сдался и открыл небольшой секрет:
Много лет назад он какое-то время работал руководителем археологической экспедиции и был экспертом в полевой археологии. Его специализацией были необычные гробницы, которые не соответствовали традиционным погребальным обычаям.
Погребальные обряды существуют с тех пор, как человечество осознало смерть, и их история так же стара, как и история человечества. В гробницах разных эпох хранится множество сведений о жизни людей того времени — об их одежде, пище, жилищах и передвижениях. Как говорится, «служение мёртвым, как служению живым» — это принцип, который древние передали нам через традиции погребения.
Однако не все династии следовали единым погребальным обычаям. Многие представители феодальной знати имели необычные гробницы, которые невозможно было объяснить с точки зрения обычного опыта. Технологии строительства таких гробниц были высшей тайной, и на протяжении тысячелетий лишь немногие избранные ремесленники, работавшие на императорский двор, имели право их изучать.
Например, гробница Цинь Шихуанди — одна из таких загадок. О ней сохранилось множество записей, но никто так и не смог разгадать её внутреннюю структуру. Говорят, что гробница уходит на глубину полутора тысяч метров и скрыта в горе Лишань. Но это лишь предположения. На самом деле, если не увидеть гробницу собственными глазами, даже имея её план, невозможно понять её устройство.
Дядя всегда мечтал исследовать такие неизвестные гробницы, но в истории было не так много императоров, которые могли позволить себе такие масштабные и необычные сооружения. Такие гробницы — редкая удача, и даже если находились какие-то упоминания о них, их местоположение оставалось тайной. У дяди никогда не было возможности проявить себя в полной мере.
До тех пор, пока в 1984 году археологи не обнаружили на островах Сиша редкую подводную гробницу. Её возраст и личность погребённого оставались неизвестными. На неё наткнулись случайно, когда грабители гробниц взорвали корабль. Морское дно вокруг было разрушено, взрывов было больше десятка, внешние стены гробницы частично обрушились, но грабители так и не смогли найти способ проникнуть внутрь.
Исходя из найденных вокруг захоронения огромных каменных якорных блоков, можно предположить, что гробница была сначала построена внутри большого корабля, затем в его днище проделали отверстие, и корабль вместе с гробницей был опущен на морское дно. Такой способ погребения не имеет аналогов в истории. Только очень влиятельный человек мог позволить себе такое. Однако из-за невозможности проникнуть внутрь гробницы, личность её хозяина так и не была установлена. В то время отношения с Вьетнамом были напряжёнными, поэтому крупномасштабные археологические работы провести было невозможно. Команда археологов была вынуждена искать скрытые входы в других местах.
Работы по очистке продолжались, и после удаления обрушившихся внешних стен гробницы открылась необычная структура древнего захоронения. Археологи обнаружили за обвалившимися стенами вторую, герметично запечатанную глиняную стену, предназначенную для защиты от воды. Этот факт потряс весь мир: внутри гробницы был обнаружен воздух, что никто не ожидал увидеть. Даже мой дед, будучи экспертом, никогда не встречался с подводными гробницами, внутри которых сохранялся воздух. Все работы были вынужденно остановлены. Люди осторожно проникли в узкое пространство между внешней и внутренней стенами и обнаружили во внутренней стене отверстие шириной около тридцати сантиметров, едва достаточного, чтобы протиснуться внутрь. Пройдя десятки метров, они так и не достигли конца, но в углу гробничного коридора нашли бронзовый ящик с четырьмя углами и львиной головой. Внутри ящика, завёрнутым в шёлковую ткань, оказался предмет — золотой угорь с двумя извивающимися морскими змеями на бровях, выполненный с невероятной детализацией и мастерством.
Эксперты из разных регионов сразу поняли, что это редчайшая находка, возможно, имеющая важное символическое значение. Но как этот ящик оказался в гробничном коридоре? Никто не мог найти объяснение. Специалисты предположили две версии: либо он случайно выпал при переносе погребальных предметов, либо его обронил какой-то искусный гробокопатель, уже побывавший внутри гробницы. Учитывая узость коридора, вторая версия казалась более вероятной.
Внутри бронзового ящика с четырьмя углами и львиной головой обнаружились и другие важные предметы, среди которых был кусок белой шёлковой ткани, обёртывавшей золотого угря. На ткани была надпись: «Внутренняя резиденция…», что позволило предположить, что гробница относится к эпохе династии Мин. Также там была найдена бумага из рисовой соломы, свёрнутая в квадрат, но при извлечении она рассыпалась в прах, что стало причиной горького сожаления.
Мой дядя был приглашён во вторую волну экспертов со всей страны, чтобы разработать метод проникновения в гробницу. Однако из-за сложной политической обстановки многие конструктивные предложения не могли быть озвучены, и исследования зашли в тупик. Дядя немного изучал метод «захоронения корабля на дне моря» и знал почти все нюансы его строительства, но с таким масштабом и наличием воздуха внутри гробницы сталкивался впервые. По записям тех, кто проникал внутрь, он подтвердил, что бронзовый ящик с львиной головой был оставлен гробокопателями. Внутренний коридор, без сомнения, был ключом к проникновению в саму гробницу.
Этот так называемый подводный склеп, погребённый на морском дне, требовал обязательного вскрытия стены, чтобы проникнуть внутрь. Однако стоило её открыть, как морская вода устремлялась бы внутрь, вызывая цепную реакцию, последствия которой невозможно было даже представить. Как этот грабитель могил сумел разрешить это противоречие, дядя так и не мог понять, сколько ни ломал голову.
В процессе изучения кто-то предложил прокопать туннель в основании гробницы (дядя подозревал, что этот человек мог быть его коллегой по ремеслу). Однако, когда они докопались до глубины пятнадцати метров под морским дном, они так и не обнаружили основания. Сколько ещё предстояло копать — никто не мог даже предположить. Согласно данным зондирования, почва здесь не была родным песком Сиша, а представляла собой белую глину, характерную для окрестностей Фуцзяньских официальных печей. Вся площадь погребённого участка составляла более семи тысяч квадратных метров. По расчётам, с технологиями того времени добраться до дна гробницы было невозможно.
После более чем месяца тщательных размышлений и исследований они так и не нашли практического решения. К тому же международная обстановка начала накаляться, и археологическая экспедиция была вынуждена отступить. Гробница была вновь засыпана землёй, а все исследовательские материалы и данные о местоположении были переданы правительству. Так это дело растворилось в истории.
Позже дядя узнал, что несколько экспертов тайно сохранили часть материалов и долгое время продолжали исследования втайне. О результатах этих исследований, однако, ничего не известно.
Дядя сказал мне: «Эту медную рыбку тогда осмотрели шестьдесят с лишним экспертов, но никто не понял, для чего она предназначена. Позже её передали на верхний уровень, и, по слухам, там удалось найти какие-то зацепки. Мы не получили тогда никаких сводок, поэтому неизвестно, была ли эта информация утаена или же просто искажена в процессе передачи. Так или иначе, всё это осталось в прошлом, и никто больше не интересовался. Позже материалы отправили в архив, где их, как я слышал, заперли в подвале. Я собирался через знакомых туда пробраться, но несколько лет назад всё сгорело дотла во время большого пожара. Если ты хочешь узнать, что там на самом деле происходило, сейчас это будет не так-то просто.»
Я спросил дядю: «Ты что, действительно просто так сдался и бросил эту загадочную гробницу? Зная твой характер, даже если официально нельзя было туда попасть, я уверен, что ты не смог бы удержаться и тайком продолжил бы поиски. Я вижу, ты что-то ещё знаешь. Не тяни, не продавай интригу. Клянусь, даже под пыткой не выдам.»
Дядя загадочно улыбнулся и твёрдо ответил: «Нет, о том, что было дальше, я не скажу ни слова, даже если унесу эту тайну с собой в могилу.»