
Глава 1016: Объединение Ха-ха
P.S.: В предыдущей главе я включил песню под названием «Похоронная песня племени Учжао» из игры «Гуцзянь Цитань», в которую играл давным-давно. Поскольку она также адаптирована из «Чуци», она мне запомнилась, поэтому я её и использовал. Я был так занят публикацией, что забыл объяснить. Приношу извинения автору и всем игрокам. Это была моя невнимательность. Я изменил предыдущий текст на «Последний ход».
Редактируется Читателями!
…
Во второй год регентства, в первый день первого лунного месяца (первый день десятого лунного месяца), уезд Сюу, префектура Хэнэй.
Уезд Сюу имеет долгую историю.
Ещё во времена династии Шан здесь существовал город под названием Нинъи.
Когда царь У из династии Поздняя Чжоу повёл свою армию напасть на царя Чжоу, армия прошла через Нинъи, но не смогла продвинуться вперёд из-за сильного дождя в течение трёх дней. Они разбили там лагерь, чтобы тренироваться и отрабатывать боевые искусства, отсюда и название «Сюу».
Восемьсот лет спустя здесь снова расположилась огромная армия.
Её лагерь простирался за пределы уезда Сюу, а укрепления трижды окружали городские стены. Это была мощная сила.
Это были основные силы армии Цинь, которая всего два месяца назад уничтожила остатки чуского режима на юге.
В августе Сян Юй потерпел сокрушительное поражение при Фули и был убит в посёлке Дацзэ.
Затем Хэйфу приказал своим людям изуродовать его тело, разделить его на пять частей и отправить гонцов во главе с сдавшимся генералом Ин Бу, чтобы призвать к сдаче оставшихся чуских воинов в чуских уездах.
В то время чуский генерал Цзи Бу оборонялся за Шоучунь.
Чжао То осаждал город более месяца, применяя крупнокалиберное оружие, такое как арбалет, уничтожающий звёзды, прежде чем наконец захватить его. Верный своему слову, Цзи Бу, увидев падение города и узнав о гибели Сян Юя, покончил с собой, чтобы присоединиться к Чу.
После битвы при Шоучуне Хэйфу пожаловал титулы заслуженным чиновникам на реке Сы, где собрались армии. Он убил белого коня и приказал Фэнчану Лу Цзя отправиться на восток, чтобы председательствовать на церемонии вручения титулов и наград вместе с Великим Мастером Шусунь Туном. В указе говорилось:
«В древности заслуги чиновников делились на пять степеней. Возведение родовых храмов и укрепление государства добродетелью называлось «сюнь» (заслуга), произнесение добрых слов – «лао» (труд), проявление силы – «гун» (заслуга), выяснение рангов – «фэн» (покорение), а накопление заслуг в течение длительного периода – «юэ» (смотр). Клятва при даровании дворянства гласила: «Сделаю Хуанхэ подобно поясу, гору Тайшань – подобно свирепому мечу, а страну – вечно мирной, распространяющейся на всех потомков».
«Однако, когда империя только зарождалась, большие города и знаменитые столицы были разбросаны, и можно было насчитать лишь шестнадцать или семнадцать домов.
Поэтому самые высокопоставленные маркизы владели не более десяти тысяч домов, а самые низшие – пятью или шестьюстами».
Оба титула – «Чэхоу» и «Гуаньэйхоу» – были номинальными, как и в системе Цинь. Они получали лишь налоги со своих домов, и маркизы не имели прямой власти над страной и не управляли её народом.
Шестнадцать человек получили титул «чэхоу»: Хань Синь, Дунмэнь Бао, У Жуй, Чжао То, Чжан Хань, Гун Ао, Сяо Тао, Цао Шэнь, Вэй Ян, Чэнь Пин, Сяо Хэ, Чжан Цан, Лу Цзя, Ли Сянь, Ли Шици и Пэн Юэ. Эти пятнадцать были либо независимыми командующими пограничных армий, либо красноречивыми лоббистами, которые своим красноречием кардинально изменили ситуацию, либо генералами, такими как Пэн Юэ, которые сдали несколько уездов.
Вместе с Чан Вэем, уже получившим этот титул, Ли Юем (преемником Ли Си) и ещё здравствующим Цзыином, девятнадцать «чэхоу» получили уезды в качестве своих городов с населением от десятков тысяч до двух-трёх тысяч человек.
Титул маркиза Гуаньней носили более тридцати человек, в том числе Ли Цан, Цзи Ин, Гуань Ин, Чэнь Ин, У Гуан, Дун И, Сыма Синь, Чжоу Чан, Чжоу Кэ, Ло Цзя, Ли Би, Ань Пу, Вэй Цзин, Гунсунь Синь, Мэй Сюань, Гунсунь Байлу, Ли Шан, Юн Чи, Инь Тонг, Чэнь Хуэй, Люй.
Си, Суй Хэ и так далее… Их взносы были немного меньше, чем у Че Маркиза, поэтому им были предоставлены поселки как города, также известные как Сян Хаус, с населением от 2000 до 500-600 дворов.
Хэйфу, герцог Ся, подражавший феодальной системе Чжоу-гуна, с торжественным выражением лица произносил свой «Указ от имени Неба», но после этого мог лишь сетовать: «Если так будет продолжаться, страна будет заполонена маркизами, а народ Гуаньня станет многочисленным, как собаки».
Группа маркизов уже сформировалась и стала опорой власти на следующие двадцать лет. Что касается их преемственности, у Хэйфу был план: «Заменить пустующие феоды обширными, настоящими феодами на юге».
Однако предыдущий пример Цинь Шихуана, приказав солдатам нести гарнизоны на границах, вызвал бурную реакцию, поэтому объявлять об этом в начале правления империи было неуместно.
После распределения наград Хэйфу назначил Чжао То, маркиза Чжэндина, губернатором Цзюцзяна, а Чэнь Ина, маркиза Цзиньху, губернатором Дунхая. Они продолжили завоевание Чу и преследование тех, кто сопротивлялся.
Хэйфу также назначил Цао Шэня, маркиза Гаоми, губернатором уезда Линьцзы, предоставив ему полный военный и политический контроль над Ци, наблюдая за Пэн Юэ, маркизом Цзюе, который всё ещё сохранял свою военную мощь и контролировал Цзибэй, и восстанавливая порядок в Ци.
Затем он разделил свои силы, разместив гарнизоны в Хань и Вэй, а сам возглавил основные силы в Гуаньчжуне, вернулся в Лоян, переправился на север в Мэнцзинь и прибыл в уезд Хэнэй в первом месяце года.
Во время отдыха в Сюу Хэйфу столкнулся с незначительным инцидентом. Помимо сдавшегося генерала Сыма Ан, к нему в гости пришёл ещё один необычный человек:
Вэй Цзюньцзяо…
Хэйфу знал, что Вэй было крупным вассальным государством во времена династии Чжоу, но постепенно пришло в упадок.
К периоду Воюющих царств оно стало вассалом Вэй. Правитель отказался от титула маркиза и стал называться только господином, ничем не отличаясь от статуса любого младшего господина в Вэй.
На шестом году правления Чжэн-вана из Цинь армия Цинь захватила восточные территории Вэй, основав Дунцзюнь и взяв в свои руки Пуян, последний из земель Вэй. Возможно, помня о вкладе Вэй Яна в Цинь и желая сохранить наследие для своих родственников, а может быть, потому, что правивший тогда Люй Бувэй был родом из Вэй, Цинь не стал уничтожать государство Вэй.
Вместо этого Вэй Цзюньцзяо был сослан в Юань в Хэнее, где он жил мирной жизнью правителя. После того, как Цинь Шихуанди пришел к власти, неясно, забыл ли он о вэйском принце или просто игнорировал его.
Будучи пережитком прошлой эпохи, государство Вэй нелепо существовало в рамках единой династии Цинь.
Однако посреди всей этой смуты Вэй Цзюньцзяо занял выжидательную позицию: два года назад, как раз когда Хэйфу собирался захватить Угуань, он увидел, что режим Ху Хайя вот-вот рухнет, а Чжао и Вэй набирают силу, угрожая безопасности уезда Юань. Он мобилизовал своих людей в уезде Хэ, убил магистрата уезда Юань и перешел на сторону Чжан Эра.
В прошлом году, видя, как Хань Синь последовательно одерживает победы над Чжао и Вэй, а его армия приближается к Хэнею, Вэй Цзюньцзяо немедленно захватил послов Чжао и Вэй из Йеванга и объявил о своём возвращении в империю Цинь!
К сожалению, Гуань Ин, прибывший в Хэней, чтобы принять капитуляцию Сыма Ан, не поверил в это. Он заточил Вэй Цзюньцзяо в уезде Сюу, ожидая своей участи.
Это ожидание длилось больше полугода.
После шести месяцев домашнего ареста Вэй Цзюньцзяо, которому было уже за пятьдесят, выглядел таким же измождённым, как и шестидесятилетний, с седыми волосами. Путешествие Хэйфу на север, в Сюу, было его последним шансом. Несмотря на возраст, он преклонил колени перед Хэйфу и низко поклонился, сказав:
«Я, грешник Вэй Цзяо, приветствую правителя Ся!»
В этот момент Цзи Ин, маркиз Юйшуй, управлявший Террасой Чёрного Льда, что-то прошептал рядом с Хэйфу. Хэйфу рассмеялся и сказал: «Вэй Цзяо, я слышал, как два года назад ты хвастался Чжан Ао, что ты мой отец?»
Вэй Цзяо невольно пошутил, но не осознавал, что именно Хэйфу завоевал мир. Он мог лишь дать себе пощёчину и сказать:
«Несправедливо! Это чушь этого мерзавца Чжан Ао. Я же ясно сказал, что правитель Ся восстал против восстания и возглавил Северный поход, чтобы утихомирить национальный кризис. Для нас он был словно возрождённый отец!»
Хэйфу покачал головой. Он сказал: «Я не Маодунь, который принял бы Хань Гуана, который даже старше его, как своего сына. Скажи мне, почему ты так настоятельно просишь об аудиенции сегодня?»
Вэй Цзяо поклонился и сказал: «Я лишь надеюсь, что герцог Ся продолжит правление Цинь Шихуанди и сделает Вэй одним из трёх хранителей новой династии…»
«Трёх хранителей?»
Хэй Фу взглянул на Шусунь Туна, который сопровождал его. Шусунь Тун тут же пояснил: «Прежде чем У-ван сошёл с повозки, он даровал лен потомкам Жёлтого императора в Цзи, потомкам императора Яо в Чжу и потомкам императора Шуня в Чэнь. Их называли хранителями. Выйдя из повозки, он даровал лен потомкам императора Ся в Ци и потомкам императора Инь в Сун. Так возникла система «Двух вождей и трёх хранителей».
Короче говоря, это была древняя традиция «сохранения нации через разрушение и продолжения вымершего рода». Однако династия Цинь, основанная на легистской школе, не слепо копировала систему Чжоу. Она фактически уничтожила всех князей, и в дворце Фэнчан нет упоминаний о системе «Двух царей и трёх стражей».
Но Вэй Цзяо считал, что государство Вэй пережило разрушение благодаря тому, что Цинь Шихуанди признал их одними из «Трёх Кэ» (правивших над предыдущими царями), продолжателями наследия клана Цзи.
Затем он снова поклонился и произнёс: «Три Кэ» (правившие над предыдущими царями) почитаются поколениями, возрождая и продолжая наследие ушедших, и являются важнейшими политическими принципами.
Теперь Ся Гун покорил мир, унаследовав и преобразив старые обычаи. Он обрёл божественный порядок. Его благосклонность и праведность намного превосходят праведность У-вана, а его ритуалы намного превосходят ритуалы Чжоу Гуна. Надеюсь, Ся Гун сможет сохранить государство Вэй с сотней домов, чтобы продолжить наследие клана Цзи…»
Шусунь Тун и другие конфуцианские учёные стремились к копированию системы Чжоу, но в их списке «Двух царей и трёх кэс» (правивших при предыдущих царях) Вэй вообще не упоминался.
Хэй Фу был ещё более прямолинеен, отклонив просьбу Вэй Цзяо.
«Мёртвых не вернуть к жизни, а обрушившиеся горы не восстановить.
Государство Вэй следовало упразднить при основании Дунцзюня. Именно Люй Бувэй, помня о своём родном городе, позволил Вэй продолжать быть феодалом, позволив тебе выжить. Однако ты получил снисхождение Цинь, но действовал палкой о двух концах: сдался Вэй, когда пришёл Вэй, и сдался Цинь, когда пришёл Цинь. Теперь, когда страна снова объединена, маркизаты и вотчины раздаются на основе заслуг. Вэй не проявил никаких заслуг, а вместо этого совершил преступления. Он не выживет!»
Вэй Цзяо был разжалован в простолюдины, а его семье дали всего сто акров плодородной земли. Их переселили в Чаогэ, родовое поместье Вэй.
«Вэй Цзяо был невнимателен к простому народу и неуправляем.
Теперь его потомки будут возделывать землю в Вэй, принося жертвы в храме предков за тяжёлый труд на рытье рвов!»
Высокие берега превращаются в долины, глубокие долины – в холмы. Вот какие потрясения принесла эта война в эту эпоху.
Хэйфу хотел использовать этот случай, чтобы показать миру, что даже если так называемые потомки королевской семьи, высокопоставленные чиновники и сыновья богатых семей сохранили своё богатство и славу во время правления императора Цинь Шихуанди, после этой жестокой гражданской войны эти люди, особенно те, кто восстал против меня, будут полностью изгнаны со своих блестящих постов, в то время как простолюдины и министры уже займут место при императорском дворе.
Кроме того, у Хэйфу был ещё один скрытый мотив для упразднения государства Вэй:
«Я не могу позволить будущим поколениям искателей истины сказать: „Возмутительно!“» Ни Цинь Шихуанди, ни Хэйфу не объединили Китай!»
Хэйфу даже не собирался покидать крошечное государство Вэй, не говоря уже о вражеском государстве, которое всё ещё контролировало несколько северных уездов…
Относительно этой экспедиции солдатам было сказано: «Мы должны следовать по пути, которым шёл Первый император во время своих походов, из Хэбэя через дорогу Яньмэнь в Шанцзюнь, а затем вернуться в Гуаньчжун».
Но истинной целью, помимо личного путешествия Хэйфу на север с целью захвата военной мощи Хань Синя, было также предостерегающее письмо…
«Хань Гуан, лже-правитель Дай, использует хунну для аннексии уезда Гуанъян и присоединения остатков Чжао, включая Чэнь Юя, в попытке разделить земли к северу от Цзюйчжу и Хэншаня!»
Другими словами, пять уездов Янь и Дай, территории будущих Шестнадцати округов Ююня, полностью находились в руках Хань Гуана. Более того, Невыносимыми были его претензии на то, что гунны – его отец, и его сговор с гуннским правителем Маодунем!
Хань Синь только что завоевал Чжао и захватил Тайюань, Ханьдань, Цзюйлу и Хэншань, одновременно с этим ему приходилось защищаться от режима «царя Чжао» из династии Ляоси, чьи союзники были неясны.
Распределив войска по разным местам, он лишился возможности контролировать север.
Когда Хань Синь спросил: «Нам следует отдохнуть зиму или увеличить силы и двинуться на север?», Хэйфу ответил, немедленно поднявшись, отдав приказ о выступлении на север и оставив загадочную фразу:
«Это не династия Сун».
«Это династия Цинь!»
…
P.S. Глава 2 будет ночью.
(Конец этой главы)
)