
Глава 1006: Вкус пшеницы
Война ведётся не только на передовой, но и в тылу, на суше.
Редактируется Читателями!
В начале июля, стоя на мосту Ба и наблюдая, как очередная партия кораблей с зерном отплывает на восток по реке Вэй, Сяо Хэ и Чжан Цан, два высокопоставленных чиновника, охранявших императорский двор, вздохнули с облегчением.
Они переглянулись и с облегчением сказали:
«Благодаря прошлогоднему указу регента о том, чтобы все общественные и частные поля в Гуаньчжуне были чередованы и засеяны пшеницей, это настоящее спасение!»
С начала весны повстанцы двинулись на восток через перевал Хангу. Мятежные правители и герои Гуандуна были заняты поглощением зерна, хранящегося в зернохранилищах Цинь, не занимаясь производством. Многие районы пострадали от войны, оставив сельскохозяйственные угодья заброшенными. В результате Гуаньчжун, издавна известный как «Земля изобилия», взял на себя основную ответственность за снабжение армии продовольствием. Сотни тысяч даней зерна ежемесячно отправлялись на восток, так что к середине лета зернохранилища в Сяньяне постепенно опустели.
Видя, что просо всё ещё незрелое, служащие склада, естественно, забеспокоились.
К счастью, к маю и июню обширные пшеничные поля вдоль канала Чжэнго и Шанлиня уже покрылись золотистым цветом…
Пшеница издавна выращивалась на Центральных равнинах. Изначально её сезон выращивания был таким же, как у существующих культур, таких как просо и сорго: весенний сев и осенний сбор урожая.
Однако постепенно земледельцы династии Чжоу, искусные в земледелии, обнаружили, что пшеница более устойчива к холоду, чем просо, но менее устойчива к засухе. Лучшим временем для посева и выращивания пшеницы была осень, а не весна.
Так, когда неизвестный земледелец династии Чжоу экспериментировал, сохраняя горсть семян пшеницы до начала осени перед посадкой, появилась озимая пшеница, также известная как «су май».
Поскольку большинство зерновых культур на севере высевают весной и собирают осенью, летом часто возникает нехватка продовольствия, что приводит к продовольственным кризисам. Однако появление пшеницы сун стало решением для засушливых сельскохозяйственных районов Центральных равнин, помимо создания запасов старого зерна, выращивания сои, рыболовства, охоты и собирательства. Её сбор совпадал с летом, что позволяло восполнять дефицит продовольствия и смягчать его. В случае стихийного бедствия и полной потери осеннего урожая пшеницу сун можно было немедленно посеять, чтобы предотвратить распространение бедствия.
Более того, пшеница давала гораздо больший урожай с акра, чем просо, что привело к её возрастанию значимости и включению в число пяти злаков.
По крайней мере, ещё во времена династии Чжоу старая пшеница была одним из пяти злаков и использовалась в подношениях предкам: «В первый месяц лета четвёртого года правитель молился в храме предков, а затем попробовал пшеницу с тай-цзу».
Дегустация молодой пшеницы в июне также стала торжественным событием. Именно в этот день герцог Цзин из Цзинь упал в туалет из-за вздутия живота и утонул…
Но даже при всех этих многочисленных преимуществах старая пшеница была лишь резервной копией проса. Пищевые привычки были самыми упрямыми. Китайцы по-прежнему в основном ели зерновые, считая это диетой, отличающей их от варваров.
Пшеницу также ели как рис, но текстура этого риса после пропаривания была особенно плохой. Как гласит поговорка: «Пшеничный рис и бобовый суп — еда варваров и земледельцев». Её ели по необходимости.
Захватив Гуаньчжун годом ранее, Сяо Хэ доложил Хэйфу о сложившейся ситуации:
«В Гуандуне пшеничная каша – траурная еда на похоронах родителей. Некоторые чиновники даже едят пшеничную кашу вместо свежего риса, называя себя честными чиновниками».
«Что ещё хуже, в Чу, где рис – основной продукт питания, пшеничная каша даже хуже дроблёного риса, которым кормят свиней и собак. Чу, привыкшие есть рис круглый год, презирают пшеничную кашу, считая её грубой и грубой. Раз они отказываются её есть, то и выращивать её отказываются. Раз их деды никогда её не выращивали, их потомки о ней не знали».
Даже с появлением мельниц и вальцов ситуация не сильно улучшилась.
Десять лет назад Нэй Шитэн, следуя совету Хэйфу, использовал пшеничную муку для питания сосланных из Гуандуна пленников.
Хотя пшеничная мука была вкусной, мало кто её принимал. Серьёзно, внезапное введение пшеничной муки в рацион питания, основанный на обычных злаках, было классическим примером неортодоксальности, сравнимым с «крахом ритуалов и музыки».
Из-за постоянных слухов о ядовитости пшеницы сотни тысяч сосланных из Гуаньчжуна пленников поначалу решили, что Цинь пытается их отравить, что едва не привело к восстанию. Хотя им удалось съесть пшеницу, они всё равно чувствовали неминуемую смерть, а некоторые даже плакали, поедая хрустящие пшеничные лепёшки.
Только спустя несколько лет, когда эти сосланные пленники были ещё живы и здоровы, они постепенно стали принимать эту пищу, и пшеница даже стала для них уникальным перекусом.
Но, как ни странно, при любой возможности они сажали просо вместо пшеницы…
Если даже ссыльные пленники были такими, не говоря уже о циньцах, то на протяжении всего правления императора Цинь Шихуана выращивание пшеницы в Гуаньчжуне с трудом набирало обороты. Даже после прихода к власти Хэйфу сохранялось убеждение, что «выращивание пшеницы в Гуаньчжуне непопулярно».
Однако, в условиях беспорядков в стране, Хэйфу поручил Сяо Хэ и Чжан Цану подсчитать запасы зерна, предсказав голод следующим летом и потребность в большом количестве летней пшеницы для смягчения кризиса.
Другого решения не было; пришлось прибегнуть к принудительным административным указам.
Затем Хэйфу заставил Лу Цзя обсуждать сеяние пшеницы, доводя это до преувеличения:
«В древности, когда Хоу Цзи писал свою «Историю», он не упоминал о других злаках, но зафиксировал неурожаи пшеницы и пшеницы. Это показывает, что среди пяти злаков мудрецы придавали пшенице первостепенное значение. В наши дни жители Гуаньчжуна не любят выращивать пшеницу. Это умаляет значение, дарованное им императором Неба и Земли, и вредит благосостоянию народа. Регент издал указ министру зерна, чтобы побудить жителей Гуаньчжуна больше сеять пшеницу, гарантируя, что никто не останется в стороне».
Чтобы поощрять выращивание пшеницы, Хэйфу, большой любитель риса, даже принёс пшеничную муку в официальную столовую дворца Сяньян. Он и другие министры каждый день ели паровые лепёшки и просяную кашу.
Несмотря на то, что животы были напряжены, им приходилось изображать восторг и без конца расхваливать еду.
Как ни странно, императорский врач Ся Уцэ решительно отговорил его от этого, сказав Хэйфу:
«Это чрезвычайно ядовито. Ты что, отказываешься от мира, испытывая яд на себе?»
Хэйфу: ???
…
После такого предупреждения лицо Хэйфу покрылось чёрным вопросительным знаком.
Ся Уцэ, однако, уверенно возразил: «Яровую пшеницу сажают осенью, а созревают летом. Она впитывает всю энергию четырёх времён года, поэтому естественным образом переживает как холод, так и жару. Естественно, что зёрна горячие, а отруби холодные. Поэтому при использовании супа из летней пшеницы кожица не должна быть потрескавшейся. Дроблёная пшеница согревает, но сырая пшеничная мука не может рассеивать тепло или снимать беспокойство и даже так же ядовита, как киноварь!»
Это означает, что цельную пшеницу следует варить в воде и употреблять с бульоном, то есть употреблять цельную пшеницу целиком, а не перерабатывать в муку.
В противном случае человек будет отравлен, «сойдет с ума» и даже умрет!
Это утверждение явно нелепо. Потомки Хэйфу никогда не слышали о том, что паровые булочки и хлеб могут быть ядовитыми.
Дело не в том, что Старый Ся был глуп.
Даже сотни лет спустя, во времена династии Тан, когда жители Чанъаня ежедневно ели блины ху, царь целительства Сунь Сымяо продолжал считать пшеницу ядовитой, отпугивая многих людей от пшеницы и отдавая предпочтение просо.
Хэйфу был вынужден начать академическую кампанию, заставив Чэнь Уцзю выступить в роли ученика против своего учителя и написать множество простых для понимания статей, опровергающих слухи.
Поскольку глупое убеждение в ядовитости пшеницы было настолько глубоко укоренено в нём, он даже прибегнул к распространению слуха: «Если съесть лапшу, а затем выпить лапшевый суп, можно нейтрализовать лёгкий яд».
Так зародился обычай «есть настоящий суп и настоящую еду»…
Борясь с этим глубоко укоренившимся обычаем, Хэйфу также раздавал бесплатные семена пшеницы беднякам, у которых их не было, побуждая крестьян усердно изучать методы повышения урожайности пшеницы с акра.
Фермеры были весьма искусными земледельцами.
Они полагали, что замачивание семян пшеницы в уксусе и помёте шелкопряда перед посевом обеспечит им значительное количество воды. Помёт шелкопряда также впитает достаточное количество воды, и при внесении его в землю в период наибольшей росы семена пшеницы получат необходимую влагу для прорастания.
«Когда оттают весенние заморозки, снова прополите поля. Когда наступит пора цветения вяза, дождитесь, пока прекратится дождь, и дождитесь, пока земля побелеет, прежде чем снова прополоть. Таким образом, урожай увеличится вдвое».
После усовершенствования методов ведения сельского хозяйства, к маю и июню, когда пшеница созрела, общественные пшеничные поля вдоль канала Чжэнго дали обильный урожай, превысив урожайность проса с высококачественных полей, вдвое – с полей среднего качества, почти в четыре раза – с полей худшего качества и значительно превзойдя урожайность фасоли.
Благодаря политике принудительной закупки излишков зерна, проводимой министром зерна, зернохранилища Сяньяна, уже опустевшие, снова были заполнены до отказа.
Развернулась забавная сцена: крестьяне Гуаньчжуна, которые раньше не хотели продавать просо, теперь с энтузиазмом продавали пшеницу правительству.
Увы, они по-прежнему предпочитали просо лапше.
Шесть месяцев, проведенных Хэйфу на макаронах, поданном им, оказались напрасными…
Рот и желудок – действительно самые консервативные органы человеческого тела. В сочетании с косным мышлением, их невозможно изменить за несколько лет.
«Упрямые люди, все упрямые люди!» — ругался южанин Хэйфу, тайком доедая белый рис, услышав это.
Но другого выхода не было.
Пшеницу либо мололи, либо давили, а затем отправляли на восток.
Как и в «экспедиции на лодках» много лет назад, её везли непрерывным потоком зерновозов в Маоцзинь в уезде Шань. Оттуда её перегружали на тысячи повозок, принадлежавших семье Лоян Шиши, и отправляли на голодный Восток.
Но на этот раз отправка пшеницы на Восток оказалась не менее хлопотной.
Новый стратег, по имени Хуан Ши, рассказал Хэй Фу такую историю:
«Во время войны между Вэй и Чу армия Вэй была истощена. Вэйский правитель Хуэй приказал своим людям использовать пшеницу в качестве риса в качестве пайка. В результате солдаты были истощены, а боевой дух упал. Однако У Ци из Чу срочно отправил с юга в лагерь партию риса и проса, завернув рис в листья лотоса, чтобы снабдить солдат.
В результате боевой дух армии Чу значительно поднялся. После атаки армия Вэй была разгромлена и отступила с поражением».
Тот факт, что употребление пшеницы, риса или проса могло привести к падению боевого духа воинов или к его значительному повышению, был поистине странным. Даже если бы Хэй Фу открыто возглавил войско, переломить ситуацию было бы сложно.
Чтобы не допустить падения боевого духа, армия должна была продолжать есть просо, в то время как пшеница была приоритетом для пострадавших от стихийного бедствия.
Так вновь всплыла картина изгнанников из Шаньдуна, которые более дюжины лет назад плакали, говоря: «Циньцы хотят отравить нас пшеницей», и со слезами прощались с близкими, уплетая паровые булочки и пшеничные лепешки.
Окончательной победой над обычаями и слухами стал демон, известный как «голод».
Особенно в районах Инчуань и Данцзюнь, как описывал Чжан Лян, войны Цинь и Чу оставили людей без работы и привели к жестокому голоду. В некоторых местах население сократилось до 5000 даней риса, люди поедали друг друга, и почти половина населения погибла.
Во многих местах люди питались землей Гуаньинь и корой деревьев. Кого волновало, ядовита пшеница или нет? Они с радостью набивали рты всем, что попадалось им на глаза, утешая себя:
«Лучше умру с голоду».
И Хэйфу был убеждён, что после того, как они со слезами на глазах уплетут пшеничные лепёшки, их последней мыслью будет: «Как вкусно!»
Когда в Инчуань прибыло 300 000 даней пшеницы, по Хань и Вэй разнеслась баллада, сочинённая Хэйфу:
«Сян Цзи убил моих горожан, но Ся Гун спас мой народ».
«Сян Цзи забрал мою еду, но Ся Гун дал мне пшеницу».
«Сян Цзи убил моего сына, но Ся Гун дал мне покой…»
Всё лето Хэйфу не спешил нападать на Чу через Хань и Вэй.
Вместо этого он постепенно захватил контроль над провинциями Хань и Вэй, медленно, но решительно продвигая свою армию на восток.
Он также усердно вёл пропаганду, перекладывая все человеческие страдания, всю боль и хаос Хань и Вэй на Сян Цзи.
Он был полон решимости сделать Сян Цзи всеобщим врагом Центральных равнин, кровожадным демоном, запечатлённым на страницах истории! На этот раз никто в будущем не будет сожалеть о его поражении, не говоря уже о том, чтобы сокрушаться: «Я всё ещё скучаю по Сян Юю!»
Итак, в начале июля, когда Хэйфу со своим арьергардом прибыл в Сянъи, округ Дан, чтобы оплакивать жертв резни, устроенной там Сян Юем годом ранее, среди Хань и Вэй разнёсся тот же лозунг:
«Мир давно страдает от вора Сян!»
…
P.S.: Глава 2 будет во второй половине дня.
(Конец этой главы)
)